ИНТЕЛРОС > №1, 2017 > Суфийский орден Халватийа в горной Аварии: новые страницы истории суфизма в средневековом Дагестане (XVI–XVII вв.)

Шахбан Хапизов, Магомед Шехмагомедов
Суфийский орден Халватийа в горной Аварии: новые страницы истории суфизма в средневековом Дагестане (XVI–XVII вв.)


13 апреля 2017

Шахбан Магомедович Хапизов
научный сотрудник отдела этнографии Института истории,
археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.

Магомед Гаджиевич Шехмагомедов
научный сотрудник отдела востоковедения Института истории,
археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН

Проникновение суфийских тарикатов в Нагорный Дагестан обычно принято увязывать с событиями XIX в. Успешность их проповеди именно в этот период объясняют осо-бенностями общественно-политической ситуации на Восточном Кавказе, требовавшей идеологической платформы для нарождавшегося сопротивления экспансии Российской империи в этот регион. Однако в ходе исследовательской работы авторам статьи удалось получить данные, которые позволяют удревнить этот процесс на несколько столетий. Множество фактов указывают на то, что еще в XVI в. в Нагорный Дагестан, по крайней мере в аварские и цахурские общины, пустил прочные корни суфизм тариката Халватийа. Об этом убедительно свидетельствуют выявленные нами в горной Аварии материалы о наличии и распространении здесь суфийской сети братства Халватийа. Наше исследование, в свою очередь, подтверждает тезис о вытеснении Сафавидами приверженцев тариката Халватийа из Ширвана не только в Османскую империю, но и в Дагестан.

 

The Sufi Order of Khalwati in Highland Avaria:
a new page in the history of Sufism in Medieval Dagestan (16–17th centuries)

Shakhban Magomedovich Khapizov
Researcher at the Department of Ethnography of the Institute of History,
Archeology and Ethnography of Dagestan Scientific Center, RAS.

Magomed Gadzievich Shekhmagomedov
Researcher at the Department of Oriental Studies of the Institute of History,
Archeology and Ethnography of Dagestan Scientific Center, RAS
.

The penetration of Sufism (Sufi tariqas) in Highland Dagestan (Highland Avaria) is usually linked to the events of the 19th century, and it is customary to explain the success of their preaching by the socio-political situation in the Eastern Caucasus, that required an ideological platform for the emerging resistance to the Russian empire expansionism in the region. However, the author has a good case to believe that this process had started several centuries earlier. A lot of facts indicate that as far back as the 16th century the Sufi order of Khalwati took strong roots in Highland Dagestan, at least in the Avar and Tsakhur communities. The materials discovered by the authors in Highland Avaria testi-fy to the presence of the representatives of the Sufi order of Khalwati and their successful preaching in this territory. The authors believe that their research confirms the displacement of the Khalwati tariqa adherents by Safavis from Shirvan not only into the Ottoman Empire but also in Dagestan.


Вернуться назад