ИНТЕЛРОС > №1, 2021 > Идеи переосмысления мусульманской истории в работах арабских интеллектуалов конца XX – начала XXI в.

Соколов О.А.
Идеи переосмысления мусульманской истории в работах арабских интеллектуалов конца XX – начала XXI в.


18 мая 2021
Санкт-Петербургский
государственный университет;
olegs1291@gmail.com
Мусульманская реформаторская мысль переживает в XXI в. период бурного развития, в ходе которого трансформируются и развиваются идеи обновителей XIX–XX вв. В конце XX – начале XXI в. крупные арабские интеллектуалы выдвинули различные идеи переосмысления мусульманской обновленческой парадигмы путем изменения подходов к изучению и осмыслению истории мусульманской уммы и преодоления неисторичности дискурса. В рамках данной статьи была впервые предпринята попытка с точки зрения смены парадигм современного гуманитарного знания классифицировать подходы крупнейших арабских представителей мусульманского реформаторского течения к изучению истории мусульманской цивилизации. Мухаммад ал-‘Ашмави в рамках сформулированной им позитивистской концепции выступал за реинтерпретацию эпохи «праведных халифов». Фарадж Фуда, рассуждавший с постпозитивистских позиций, выдвигал идею индуктивного переосмысления мусульманской истории. Мухаммад ал-Джабири, будучи представителем структурализма, предлагал выстроить четкие референциальные рамки периодизации истории мусульманской цивилизации. Наконец, Мухаммад Аркун, анализируя пути решения обозначенной проблемы, уповал на постструктуралистские идеи «прикладного исламоведения», основанного на прогрессивно-регрессивном историческом методе. Представленная классификация ярко демонстрирует многообразие современной мусульманской реформаторской мысли и полистадиальность ее развития. Предложенное деление подходов к изучению и осмыслению истории мусульманской уммы у арабских авторов может быть в дальнейшем соотнесено с типологией развития реформаторских идей в других регионах мусульманского мира.

 



Sokolov O.A.
Ideas of rethinking Muslim history in the works
of Arab intellectuals of the late XX-early XXI centuries
St. Petersburg State University;
olegs1291@gmail.com
In the 21st century, Muslim reformist thought is going through a period of rapid development, during which the ideas of the renovators of the 19th – 20th centuries are being transformed and developed. In the late 20th – early 21st centuries, major Arab intellectuals put forward various ideas for rethinking the Muslim reformist paradigm by changing approaches to the study and understanding of the history of the Muslim Ummah and overcoming the non-historicity of discourse. Within the framework of this article, for the first time, an attempt was made to classify the approaches of the largest Arab representatives of the Muslim reformist movement to the study of the history of Muslim civilization from the point of view of changing the paradigms of modern humanitarian knowledge. Muhammad al-Ashmawi, within the framework of the positivist concept, advocated a reinterpretation of the era of the “righteous caliphs”. Faraj Fuda, who stuck to a post-positivist position, put forward the idea of an inductive rethinking of Muslim history. Muhammad al-Jabri, being a representative of structuralism, proposed to build a clear referential framework for the periodization of the history of Muslim civilization. Finally, Muhammad Arkun, analyzing the ways of solving the indicated problem, relied on the post-structuralist ideas of “applied Islamology” based on the progressive-regressive historical method. The presented classification clearly demonstrates the diversity of modern Muslim reformist thought and the multi-stage nature of its development. The proposed division of approaches to the study and understanding of the history of the Muslim Ummah by Arab authors can be further correlated with the typology of the development of reformist ideas in other regions of the Muslim world.

Вернуться назад