ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Архитектурный декор в мире ислама: применение традиционной резьбы по ганчу в современном Узбекистане

Загирова Г.И.
Архитектурный декор в мире ислама: применение традиционной резьбы по ганчу в современном Узбекистане


13 августа 2017
Государственный институт искусствознания;
narat86@mail.ru
Автор останавливает свое внимание на наиболее распространённом в первые века ислама виде архитектурного декора – резьбе по ганчу (сырой штукатурке) – и делает попытку проследить этапы развития этой техники в XX веке в Узбекистане, что особенно актуально, учитывая нарастающую тенденцию обращения к традиционному стилю в архитектуре и дизайне. Современные мастера получили в наследство огромный арсенал орнаментальных растительно-геометрических арабесковых построений, которые были выработаны к XII столетию на основе ислими и гириха, а в последующие века переосмыслены. Обращаясь к наиболее репрезентатив-ным архитектурным памятникам ХХ века, автор отмечает противоречивое отношение новой эпохи к традиционной технике и орнаментике, а также поиски новых средств выразительности, которые отвечали бы веяниям современности. Автор приходит к выводу о том, что новое столетие не обогатило существенным образом прежний арсенал резьбы по ганчу какими-либо принципиально новыми подходами в технике и орнаментике.

 

 

The author considers in detail the ganch carving technique (raw stucco) as a mainstream architectual decoration in the early times of Islam, and makes attempt to establish stages of its development in Uzbekistan in the 20th century, taking into account that contemporary architecture and design tend to revive the traditional style. Today’s craftsmen have inherited a wealth of ornamental floral and geometric arabesque patterns that had been developed by the 12th century on the basis of islimi and girih and reconsidered in later centuries. Addressing to the most significant architectural monuments of the 20th century, the author points at the new epoch’s ambivalent attitude to the traditional technique and ornamentation, as well as the search of new methods of expression that would comly with contemporary trends. The author concludes that the 20th century did not essentially enrich the traditional ganch carving with new techniques and ornamentation.

Вернуться назад