ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Свобода и предопределение в религиозной антропологии: ислам и христианство

Поломошнов П.А.
Свобода и предопределение в религиозной антропологии: ислам и христианство


13 августа 2017
Ростовский государственный экономический университет;_
platon_@list.ru
В статье представлен сравнительный анализ решения антиномии свободы воли и божественного предопределения в исламе и православии. Согласно концепции ислама, позитивная свобода человека состоит в выполнении воли Аллаха, следовании установленным им нормам и миропорядку, а негативная свобода состоит в отклонении от норм и миропорядка, данных Аллахом. Таким образом, свобода воли человека в исламе есть форма реализации Аллахом своего предопределения. В христианстве реальная свобода воли и свобода выбора даны Богом человеку изначально и неотъемлемы от него. Но они даны ему как испытание и задача, которую он должен решить. Чтобы актуализировать свободу как божественное качество, дарованное Богом, каждая личность должна развить эту потенцию в себе. Только тогда «раб Божий» становится человекобогом, т. е. носителем высшей, подлинной, позитивной свободы. И в исламе, и в христианстве свобода предполагает покорность воле Бога, тем самым снимается противоречие между волей Бога (предопределением) и волей человека (свободой). Но социокультурный смысл и механизм этой покорности различны. Межконфессиональные различия между исламом и христианством в решении проблемы свободы и предопределения ни в коей степени не могут быть основанием для утверждения «превосходства» той или иной концепции над другой. Скорее здесь уместно говорить об их соответствии тому или иному социокультурному контексту.

 

 

The article presents a comparative analysis of the solution of the free will and divine predestination antinomy in Islam and Orthodoxy. According to Islamic concept, the positive human freedom is a fulfillment of God's will and following the God-given rules and order of the world, while the negative human freedom is a deviation from the norms and the world order established by Allah. Thus, the freedom of man's will in Islam is a form of realization by Allah of his predestination. In Christianity, the real free will and freedom of choice are given by God to man and are inseparable thereof. But they are given to him as a challenge to meet and a task to complete. To actualize the freedom as a God-given quality, each individual is expected to develop this potentiality in himself / herself. Only then a «servant of God» becomes man-god, i.e. a carrier of higher, genuine, positive freedom. Both in Islam and Christianity, freedom implies submission to the will of God, and thereby the argument between the will of God (predestination) and human will (freedom) is settled. However, the socio-cultural meaning and the mechanisms of this submission are different in the two religions. Inter-confessional differences between Islam and Christianity in solving the problem of freedom and predestination cannot be viewed as a basis for treating one religion as superior over the other. Rather, it would be appropriate to talk about their conformity to a particular socio-cultural background.

Вернуться назад