ИНТЕЛРОС > №3, 2017 > Институализация исламского экстремизма

Яхьяев М.Я., Султанахмедова З.Г.
Институализация исламского экстремизма


21 ноября 2017

Дагестанский государственный университет,
muchtar59@mail.ru, zalina_oh@mail.ru

В статье исследуются социальные истоки религиозного экстремизма и процесс формирования религиозной экстремистской организации, анализируется механизм социальной институализации исламского религиозного экстремизма, который превращает экстремизм в исключительно деструктивное социальное явление. Авторы рассматривают институализацию религиозного экстремизма как формирование на основе экстремистской религиозной идеологии экстремистской религиозно-политической организации. Глобальными факторами, создающими в России почву для религиозного экстремизма, являются радикальные социальные, экономические и политические реформы, проводимые в России на рубеже тысячелетий, а также западническая глобализация, направленная на разрушение национальной культурной идентичности, геополитической самостоятельности и самобытности российской цивилизации. Истоки, питающие религиозный экстремизм, и в частности исламский экстремизм на Северном Кавказе, образуют сложный комплекс, в котором авторы выделяют социально-экономические, социально-политические, культурно-идеологические, личностно-психологические компоненты. Институализация экстремистских исламских организаций проходит по специфическому сценарию, поскольку эти организации изначально и по своей сути носят противозаконный и радикально оппозиционный по отношению к существующему социальному порядку характер. Особое внимание авторы обращают на экспортный способ формирования экстремистской религиозной организации, при котором идеологическая основа и организационная структура, а также материальное обеспечение разрабатываются заранее, до внедрения в конкретную местную социокультурную почву и распространения среди местного населения соответствующей экстремистской идеологии. Стандартная процедура институализации религиозной экстремистской организации включает в себя следующие этапы: подготовительный этап, этап внедрения в местную среду и этап развертывания деструктивной деятельности.

 

 

The article explores the social origins of religious extremism and the very process of forming a religious extremist organization, analyzes the mechanism of social institutionalization of Islamic religious extremism, which makes religious Islamic extremism an exceptionally destructive social phenomenon. The authors consider the institutionalization of religious extremism as a way to form an extremist religious and political organization on the basis of extremist religious ideology. Global factors conductive to religious extremism in Russia are the radical social, economic and political reforms carried out at the turn of the millennium, the western-inspired globalization aimed at destroying the national cultural identity, eliminating the geopolitical independence and identity of the Russian civilization. The authors identify socio-economic, socio-political, cultural-ideological, personal and psychological components in the complex of sources that feed religious extremism in general and Islamic extremism in the North Caucasus, in particular. Since extremist Islamic organizations are inherently illegal and are in radical opposition to the existing social order, their institutionalization is implemented following a specific scenario. The authors draw special attention to the so called export method of forming an extremist religious organization, in which the ideological basis and organizational structure, as well as material support, are developed in advance, prior to the introduction of a particular extremist ideology into a particular local sociocultural environment and its subsequent dissemination among the local population. The standard procedure for the institutionalization of a religious extremist organization includes the following stages: the preparatory stage, the stage of introduction to the local environment, the stage of the destructive activities development.

Вернуться назад