ИНТЕЛРОС > №3, 2017 > Проблема социально-политической миссии улемов в российском исламоведческом дискурсе

Гибадуллин Р.М.
Проблема социально-политической миссии улемов в российском исламоведческом дискурсе


21 ноября 2017

Набережночелнинский институт (филиал)
Казанского (Приволжского) федерального университета;
nafisagi@gmail.com

Статья посвящена одной из актуальных проблем в изучении ислама – проблеме социально-политического предназначения мусульманских учёных – улемов. Автор предлагает рассматривать проблему не только через призму описания противоречивых реалий в социальной практике улемов, как это часто делается, но и с учётом существующего в исламской традиции идеала религиозного лидерства, который мусульмане стремятся воплотить в институте улемов. С этой позиции ставится вопрос о том, насколько постсоветская дискурсивная практика свободна от ориенталистского подхода, наделяющего улемов конформизмом перед лицом сильной власти и приверженностью тоталитарному идеалу. Автор предлагает свой подход, рассматривая улемов как гражданский институт уммы, выражающий исламский идеал самоорганизованной, автономной от власти, социально авторитетной и политически активной научной общественности. Такой подход утверждается сегодня во многом под влиянием научных достижений Запада. В этой связи автор делает вывод о том, что проблема идеологизации социально-политических аспектов религиозного лидерства улемов должна осмысливаться в контексте сложной диалектики взаимодействия западной либеральной, советской марксистской и националистических, в т. ч. имперской, традиций.

 

 

The article is devoted to one of the most relevant issues of Islamis studies – the problem of socio-political mission of Muslim scholars – the ulema. The author proposes to consider the problem not only through the prism of describing the contradictory realities in the social practice of the ulama, as is often done, but also taking into account the ideal of religious leadership existing in the Islamic tradition that Muslims seek to implement in the Ulema institute. This poses the question of how post-Soviet discursive practice is free from the orientalist approach that empowers the ulema with conformism in the face of strong authorities and adherence to the totalitarian ideal. The author proposes a different approach that regards the ulema as a civil institution of the ummah, expressing the Islamic ideal of a self-organized, autonomous, socially authoritative and politically active academic community. This approach is asserted today largely under the influence of academic achievements of the West. In this connection, the author also concludes that the problem of ideologization of the socio-political aspects of the religious leadership of the ulama should be considered in the context of the complex dialectics of interaction between Western liberal, Soviet Marxist and nationalist, including imperial, traditions.

Вернуться назад