ИНТЕЛРОС > т. 7 №4, 2016 > «Благодеяния происходят из строительства»: круг заказчиков сельджукской мусульманской архитектуры Анатолии

Евгений Кононенко
«Благодеяния происходят из строительства»: круг заказчиков сельджукской мусульманской архитектуры Анатолии


26 января 2017

Кононенко Евгений Иванович
ученый секретарь сектора искусства стран Азии и Африки
Московский государственный институт искусствознания
кандидат искусствоведения
Государственный институт искусствознания МК РФ
j_kononenko@inbox.ru

В статье выделяются несколько групп патронов мусульманской архитектуры в султанате Сельджуков Рума. В первой половине XIII в. государство смогло реализовать масштабную пропагандистскую программу, одним из инструментов которой стала «официальная сельджукская мечеть». Ослабление династии после монгольского вторжения привело к сокращению госзаказа и активизации частной строительной инициативы визирей и высших чиновников. К концу XIII в. основную группу заказчиков составили представители уммы – городская администрация, купцы, ремесленные гильдии, демонстрировавшие собственное благочестие и внимание к нуждам локальных общин. Каждая из групп патронов сосредоточилась на близких ей общественных интересах, сумела найти в строительном заказе собственную нишу и способствовала формированию новых типов и композиций мусульманской архитектуры.

 

"Deeds are Derived from the Building":
the Range of the Patrons of Anatolian Seljuk Muslim Architecture

Evgeny Ivanovich Kononenko
academic secretary at the Sector of Art of Asia and Africa
at Moscow State Institute of Art Studies
candidate of art criticism
j_kononenko@inbox.ru

The article deals with some groups of Muslim architectural patrons in the sultanate of the Seljuk of Rum. The government managed to realize a wide propagandist program in the first half of the 13th century, and one of the main tools was the official Seljuk mosque. The decline of the dynasty after the Mongol invasion resulted in the reductionof the government order and the rise in the construction activity of viziers and governors. Till the end of the 13th century, the main group of patrons consisted of umma members – city administration, traders, craft guilds, who demonstrated their own piety and understanding of the needs of the local community. Every group of the patrons made their social interests the main goal and managed to find their own niche in the construction work, thus contributing to the development of the new types and compositions of Muslim architecture.


Вернуться назад