ИНТЕЛРОС > т. 7 №4, 2016 > Из мифологии, фольклора и обрядовой культуры аварцев-тленсерухцев: синкретизм традиционных верований и ислама

Руслан Сефербеков
Из мифологии, фольклора и обрядовой культуры аварцев-тленсерухцев: синкретизм традиционных верований и ислама


26 января 2017

Руслан Ибрагимович Сефербеков
профессор каф. всеобщей истории Дагестанского
государственного университета
д. ист. н.

В статье на основе дошедших до нашего времени космогонических воззрений, календарных обрядов, метеорологической магии, культа предков, мифов, фольклора, веры в мифологические персонажи былого пантеона и пандемониума, лексики и фразеологии рассматриваются идеологические представления одной из субэтнических групп аварцев – тленсерухцев. Традиционные верования и фольклор сохранили образы олицетворяемых небесных светил и атмосферных явлений, верховных и отраслевых божеств, персонажей низшей мифологии тленсерухцев. Большое место среди персонажей демонологии тленсерухцев занимали представления о нечистой силе – «домовых змеях», домовых, демонах кладбища, джиннах и шайтане. Важными источниками традиционной духовной культуры тленсерухцев были жанры фольклора – поговорки, благопожелания, проклятия, формулы запугивания детей, лексика и фразеология. По мнению авторов, несмотря на то, что тленсерухцы более 500 лет исповедуют мусульманскую религию, отголоски их прежних верований и обрядов органически вплетены в традиционную духовную культуру этого этноса. Большинство этих верований и обрядов испытало влияние ислама и внешне имеет мусульманскую оболочку – многие ритуалы возглавляет мусульманский священнослужитель, проводится обряд «зикр» и раздается милостыня «садакъа». Сращивание нормативного ислама с местным духовным субстратом привело к сложению региональных форм его бытования. Как считают авторы, это обстоятельство свидетельствует о синкретизме верований тленсерухцев и позволяет говорить о местной форме «бытового ислама», отличающегося от его канонического прототипа.

 

From the Mythology, the Folklore, and the Ritual Culture of the Tlenserukh Avars:
the Syncretism of Traditional Beliefs and Islam

R.I. Seferbekov

The paper is a study of ideological representations of the Tlenserukh Avars on the basis of their cosmogonic views, calendar ceremonies, orolatriya, meteorological and trade magic, the cult of ancestors, myths, folklore, beliefs in mythological characters of a former pantheon and pandemonium, lexicon and phraseology that have reached our time. The images of the represented heavenly bodies and the atmospheric phenomena, the supreme and branch deities, the characters of the lowest mythology of the Tlenserukh Avars have preserved in theit traditional beliefs and the folklore. The prominent characters of the Tlenserukh Avars’ demonology are such evil spirit as house snakes, brownies, cemetery demons, genies and the shaitan. The lexicon and phraseology, folklore genres – sayings, benedictions, maledictions, formulas of children intimidation - were important sources of their traditional spiritual culture. According to the author, in spite of the fact that the Tlenserukh Avars practiсe Islam for more than 500 years, their former beliefs and ceremonies are integrally interwoven into their traditional spiritual culture. The majority of these beliefs and ceremonies have been influenced by Islam and look similar to Muslim rites and are perfomed by Muslim clerics, e.g. the zikr rite followed by almsgiving (the sadakha). Thus, the merging of standard Islam with the local spiritual substratum has led to the emergence of its regional forms. According to the author, this testifies to the syncretism of the Tlenserukh Avars’ beliefs and the emergence of a local form of the "traditional Islam", different from its canonical prototype.


Вернуться назад