ИНТЕЛРОС > №4, 2017 > Культ святых в исламе у табасаранцев: традиции и современность

Сефербеков Р.И., Сефербеков М.Р.
Культ святых в исламе у табасаранцев: традиции и современность


11 февраля 2018
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН; ruslan-seferbekov@rambler.ru; mhabib-seferbekov@mail.ru
В статье на основе полевого этнографического материала, собранного авторами в Хивском и Табасаранском районах Дагестана, исследуются культовые сооружения табасаранцев. Это могилы, стелы, сооружения на могилах местных мусульманских святых, шейхов, миссионеров – распространителей ислама, павших за веру шахидов. Следует отметить, что культа святых у мусульман нет, ислам в принципе осуждает его и порицает веру в каких-либо посредников или «заступников» перед Аллахом. Появление культа святых явилось результатом приспособления ислама к древним местным традициям, а их почитание стало оболочкой, под которой внутри мусульманской религии сохранились уцелевшие остатки побежденных верований. Авторы указывают, что культ мусульманских святых восходит к культу предков, который со временем перерос в культ патрона сельской общины. Несмотря на то, что культ святых не предусмотрен исламом, он широко распространен в Дагестане и может рассматриваться как проявление «бытового» или «традиционного ислама» – своеобразной местной формы этой религии. Культ святых в Дагестане вызывает крайне негативную реакцию со стороны религиозных экстремистов, ратующих за возвращение к первоначальному, чистому исламу. Несмотря на это, святых продолжают почитать. Широко распространен этот культ среди сельского населения Табасарана. Как считают авторы, этот феномен можно объяснить особенностями менталитета табасаранцев – доминированием в их духовной культуре традиционного религиозного сознания и здорового консерватизма.

 

Ключевые слова: культ святых в исламе, народы Дагестана, табасаранцы, традиции, современность, религиозный экстремизм.

 

On the basis of field ethnographic material collected by the authors in Khiv and Tabasaran districts of Dagestan, the nomenclature of cult objects of the Tabasarans is given. These are graves, stelae, tombstones on the graves of local Muslim saints, sheikhs, missionaries – distributors of Islam, martyrs who died for the faith. It should be noted that the cult of saints is not typical of Islam, which basically condemns it and disapproves of the belief in any mediators or «intercessors» before Allah. The emergence of the cult of saints was a result of the adaptation of Islam to ancient local traditions, and their veneration became the shell under which surviving remnants of defeated religions survived inside the Muslim religion. The authors point out that the cult of Muslim saints goes back to the cult of ancestors, which over time grew into a cult of the patron of the rural community. Despite the fact that the cult of saints is not foreseen by Islam, it is widespread in Dagestan and can be seen as a manifestation of «everyday» or «traditional Islam» – a kind of local form and practice of professing this religion. This form and practice of the Muslim religion in Dagestan causes extremely negative attitude to it from religious extremists, who are advocating a return to the original purity of Islam. Despite this, the cult of saints is stable and exists in the modern religious practice of the rural population of Tabasaran. According to the authors, this phenomenon can be explained by the peculiarities of the mentality of Tabasarans – the domination of traditional religious consciousness and healthy conservatism in their spiritual culture.

 

Keywords: cult of saints in Islam, peoples of Dagestan, Tabasarans, traditions, modernity, religious extremism.

Вернуться назад