ИНТЕЛРОС > №4, 2017 > К вопросу о «панисламистском следе» в межнациональном конфликте на Южном Кавказе в 1905–1906 гг.

Джаббаров Ф.Р.
К вопросу о «панисламистском следе» в межнациональном конфликте на Южном Кавказе в 1905–1906 гг.


11 февраля 2018
Национальный музей истории Азербайджана НАНА; farhadcabbarov@mail.ru
Статья посвящена малоизученному в историографии вопросу о роли панисламиз-ма в армяно-азербайджанском конфликте, произошедшем в 1905–1906 гг. Версия о на-мерении мусульман уничтожить христиан и о причастности сторонников панисламизма к межнациональным столкновениям была выдвинута во время конфликта и продолжает по сегодняшний день присутствовать в ряде исследований. Как правило, сторонники данной версии придерживаются мнения, что мусульмане во время армяно-азербайджанской резни были движимы идеей уничтожения армян в силу религиозной принадлежности последних. Данный постулат базируется на расхожем представлении о фанатизме, невежестве и склонности к насилию, являющимися якобы характерными чертами мусульманского общества. В статье обосновывается мысль о том, что версия о «панисламистском следе» в армяно-азербайджанском конфликте 1905–1906 гг. не выдерживает критики. Статья написана на основе привлечения обширного пласта источников, некоторые из которых введены в научный оборот впервые.

 

Ключевые слова: межэтнический конфликт, армяно-азербайджанская резня, панисламизм, антимусульманская пропаганда.

 

The article focuses on the little-studied historiographic issue of pan-Islamism role in the Armenian-Azerbaijani conflict of 1905–1906. The theory that Muslims intended to exterminate Christians and that the advocates of pan-Islamism were involved in ethnic clashes was put forward at the time of the conflict and is supported by a number of researchers to this day. The supporters of this theory hold that during the Armenian-Azerbaijani massacre Muslims were religiously motivated to exterminate Armenians. This view is based on a common misconception that fanaticism, ignorance and inclination towards violence are characteristic features of the Muslim society. The author emphasizes that the idea of a pan-Islamic link in the the Armenian-Azerbaijani massacre of 1905-1906 does not hold up against criticism. The research is based on a variety sources, some of which have never been cited before.

 

Keywords: ethnic conflict, Armenian-Azerbaijani massacre, pan-Islamism, anti-Muslim propaganda.

Вернуться назад