ИНТЕЛРОС > №4, 2017 > О влиянии мусульманской религии на жанры фольклора народов Дагестана (На материале календарно-обрядовой поэзии)

Алиева ,Ф.А., Мухамедова Ф.Х.
О влиянии мусульманской религии на жанры фольклора народов Дагестана (На материале календарно-обрядовой поэзии)


11 февраля 2018
Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук; folkloriyali@mail.ru; fmuhamedova@mail.ru
Проблема влияния мусульманской религии на устно-поэтическое творчество имеет большое значение в исследовании духовной культуры народов Дагестана на современном этапе. В данной статье ставится задача рассмотреть воздействие ислама на один из древнейших жанров фольклора – календарно-обрядовую поэзию, ставшую основой всей последующей поэтической традиции народов Дагестана. В течение многих веков календарные обряды и сопровождавшая их поэзия подвергались влиянию времени, общественных отношений, религии, в ряде случаев трансформировались и переосмысливались. В процессе анализа календарно-обрядовой поэзии нами выявлено, что с принятием ислама многие элементы в песнях, заклинаниях и заговорах, связанных с обрядами вызывания дождя и солнца, утратив свою первоначальную функциональную роль, были вытеснены мусульманскими мотивами. Иногда же, переплетаясь с древней архаикой, религиозные понятия создавали своеобразный синкретизм языческих и мусульманских верований. Данный тезис подтверждается анализом конкретного фактического материала как самих обрядов, так и сопровождающих их текстов. Авторы статьи приходят к выводу, что поэтические особенности многих песен-заклинаний иллюстрируют сращивание культов языческих божеств, древних верований с мусульманскими образами, понятиями и представлениями.

 

Ключевые слова: календарно-обрядовая поэзия, народы Дагестана, языческие божества, ислам, синкретизм.

 

The problem of the Muslim religion impact on oral and poetic creativity is of great importance in the study of the spiritual culture of the peoples of Dagestan at the present stage. The purpose of the article is to analyze calendar-ritual poetry as one of the oldest genres of folklore, which became the basis for all subsequent song poetry traditions of the peoples of Dagestan. Through many centuries, calendar rites and the poetry accompanying them were exposed to the influence of time, social interactions, religion, and, in some cases, they metamorphosed and were given a new meaning. The study has revealed that with the adoption of Islam many songs related to rain and sun making lost their original function and were ousted by new concepts. Frequently, the intertwinement of the new and ancient views produced syncretic Moslem and paganish beliefs. This is confirmed by the analysis of both the rituals and their accompanying texts. The authors conclude that the poetic characteristics of many spell songs illustrate the fusion of the cult of pagan deities and ancient beliefs with Muslim characters, concepts and representations.

 

Keywords: calendar-ritual poetry, the peoples of Dagestan, pagan deities, Islam, syncretism.

Вернуться назад