ИНТЕЛРОС > т. 7 №3, 2016 > Из мифологии, фольклора и обрядовой культуры ногайцев: синкретизм традиционных верований и ислама

Эльмира Зульпукарова, Руслан Сефербеков
Из мифологии, фольклора и обрядовой культуры ногайцев: синкретизм традиционных верований и ислама


20 октября 2016

Эльмира Магомедгиреевна Зульпукарова
зав. кафедрой всеобщей истории
Дагестанского государственного университета,
д. ист. н., профессор.
ezulpukarova@mail.ru

Руслан Ибрагимович Сефербеков
профессор каф. всеобщей истории
Дагестанского государственного университета,
д. ист. н.
seferbekov@rambler.ru

В статье на основе дошедших до нашего времени космогонических воззрений, календарных обрядов, метеорологической магии, культа предков, мифов, фольклора, веры в мифологические персонажи былого пантеона и пандемониума, лексики и фразеологии рассматриваются идеологические представления ногайцев. Традиционные верования и фольклор сохранили образы олицетворяемых небесных светил и атмосферных явлений, верховных и отраслевых божеств, персонажей низшей мифологии ногайцев. Большое место среди персонажей низшей мифологии ногайцев занимали представления о нечистой силе – домовых, ведьмах, демонах кладбища, джиннах и шайтане. Важными источниками традиционной духовной культуры ногайцев были их жанры фольклора – благопожелания, клятвы, проклятия, поговорки, формулы запугивания детей, лексика и фразеология. Как считают исследователи, несмотря на то, что ногайцы более 500 лет исповедуют ислам, реликты их прежних верований и обрядов органически вплетены в традиционную духовную культуру этого этноса. Большинство этих верований и обрядов испытало влияние ислама и внешне имеет мусульманскую оболочку. Сращивание нормативного ислама с местным духовным субстратом привело к сложению региональных форм его бытования. По мнению авторов, это обстоятельство свидетельствует о синкретизме верований ногайцев и позволяет говорить о местной форме «традиционного ислама», отличающегося от его канонического прототипа.


Вернуться назад