ИНТЕЛРОС > т. 7 №3, 2016 > Отражение традиций Ясавия в исламско-суфийской символике татарских фольклорных мунаджатов

Лилия Бородовская
Отражение традиций Ясавия в исламско-суфийской символике татарских фольклорных мунаджатов


20 октября 2016

Лилия Зелимхановна Бородовская
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры музыкально-го образования,
педагогики и музыкознания
Казанского государственного института культуры
lilianotka@yandex.ru

Татарские фольклорные мунаджаты имеют большое количество исламско-суфийских образов и символов, которые требуют анализа и сравнения с основными понятиями популярного среди татар Средневековья тариката Ясавия. В целях научного исследования предварительно были проанализированы несколько крупных сборников татарских мунаджатов, сами символы сгруппированы. На основе выводов предыдущих исследований в данной работе представлен сравнительный анализ образов-символов ислама и суфизма в текстах татарских фольклорных мунаджатов и хикметах А. Ясави. Выявлено большое количество совпадений слов, образов, эпитетов-имен Аллаха, цитат из сур Корана, что свидетельствует об общих идейных корнях обоих жанров. По результатам сравнения можно сделать вывод о том, что не только идеи На-кшбандия, но и в равной степени основы учения А. Ясави хранятся в фольклорных мунаджатах поволжских татар.

 

The Reflection of Yasavi’s Traditions in the Islamic
and Sufi Symbolism of Tatar Folk Munajats

Lilyа Selimkhanovna Borodovskaya
Associate Professor, Ph.D. in Art History,
The Department of Music Education,
Pedagogy and Musicology of the Kazan State Institute of Culture
.

Tatar folk munajats have a large number of Islamic and Sufi images and symbols that require analysis and comparison with the basic concepts of Jasavi’s Tariqah, popular among Tatars in the Middle Ages. For research purposes several major collections of Tatar munajats have been analyzed and the symbols were grouped. Based on the previous research, the article gives a comparative analy-sis of the symbolic images of Islam and Sufism in the texts of Tatar folk munajat and hikmets by A. Yasavi. The author finds a large number of coincidences of words, images, Allah names, quotes from the verses of the Koran, which testifies to the common ideological origins of both genres. Proceeding from her fingings, the author concludes that not only Naqshbandy’s ideas, but also the fundamentals of A. Yasavi’s teaching are kept in folk munajats of Volga Tatars.


Вернуться назад