ИНТЕЛРОС > №4, 2018 > Сведения арабских авторов Мискавейха и ал-Мукаддаси по истории Дагестана VIII–X вв.

Гизбулаев М.А.
Сведения арабских авторов Мискавейха и ал-Мукаддаси по истории Дагестана VIII–X вв.


28 мая 2019

Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН; awariyav@gmail.com

В статье приводятся новые сведения по истории Дагестана VIII–X вв. на основе перевода, комментирования и сравнительного анализа выдержек из сочинений Мискавейха Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам («Книга опытов народов и осуществления заданий») и ал-Мукаддаси Китаб ал-бад' ва-Та'рих («Книга сотворения и истории»), относящихся к истории народов Восточного Кавказа. Сочинения на арабском языке представляют собой описание событий всемирной истории, а именно: с периода Всемирного потопа до 980 г. Большей частью мусульманский историк Мискавейх повествует о событиях после 951 г., очевидцем которых он был. Историческое сочинение Китаб Таджариб как надежный источник было использовано более поздними авторами, такими, как Йакут ал-Хамави, Ибн ал-Асир, Ибн Халикан, Ибн Халдун, и др. Выполнено сопоставление сведений о Дагестане из сочинения Мискавейха Китаб Таджариб и сочинения ал-Мукаддаси Китаб ал-бад' ва-Та'рих, чтобы выяснить, едино ли происхождение материала у обоих авторов. Сведения о Дагестане, приведенные Мискавейхом, сжаты, в большей степени уникальны. В частности, нельзя не признать, что обнаружение самого обстоятельного повествования о вторжении хазар в город Дербент в 183/799 в Китаб Таджариб не внесло в его историю проясняющих данных. Из текста Мутаххара ал-Мукаддаси видно, что при нем Сарир являлся самым крупным феодальным владением в пределах Кавказских гор. Это вызывает необходимость внести описанные в тексте факты в общий круг данных об истории Дагестана IX–X вв. Для народов Восточного Кавказа в целом сочинения на арабском языке являются источниками знаний в области социально-культурной и политико-экономической истории.

 

Ключевые слова: Мискавейх, история Дагестана, Китаб Таджариб ал-Умам ва Та'акиб ал-Химам, арабская историография, Сарир, Баб ал-Абваб, Халифат, ал-Мукаддаси, Китаб ал-бад' ва- Та'рих.


Gizbulaev M.A.
Reports of Arabic Authors Ibn Miskawayh and Al-Maqdisi on the History of Dagestan in the 8th–10th Centuries 
Dagestan Research Center of the Russian Academy of the Sciences; awariyav@gmail.com

 

The paper provides new information on the history of Dagestan in the 8th–10th centuries based on the translation and commentary of excerpts from Miskawayh’s Kitab Tajarib al-Umam wa Ta'akib al-Himam (The Book of Experiences of Nations) and al-Maqdisi’s Kitab al-Bad’ wa-l-Tarikh (The Book of Creation and History). Both Arabic sources are works on world history: they describe the events from the Noah’s Flood until 980 AD. For the most part the book by Miskawayh relates the events following 951 of which he was an eyewitness. The historical work Kitab Tajarib as a credible source was used by later authors such as Yakut al-Hamawi, Ibn al-Asir, Ibn Khalikan, Ibn Khaldun etc. Moreover. The author compares information on Dagestan from Miskawayh’s Kitab Tajarib and al-Maqdisi’s Kitab al-Bad’ wa-l-Tarikh in order to find out whether the origin of the material is the same for both authors. Miskawayh’s data on Dagestan are brief and, to a greater degree, unique. In particular, it should be noted that finding a most detailed narrative about the Khazar invasion of Derbent in 183/799 in Kitab Tadjarib does not explain any of the unclear points of the city’s history. From al-Maqdisi’s reports one can conclude that Sarir was the largest feudal estate in the Caucasus. The author considers it necessary to introduce the facts described in the books into the general data on the history of Dagestan in the 9th-10th centuries. Thus for the peoples of the eastern Caucasus Arabic works are sources of knowledge on their socio-cultural and political-economic history.

Вернуться назад