ИНТЕЛРОС > №4, 2018 > Место религии в общественно-политической мысли Египта конца XIX – начала ХХ в.

Ибрагимов И.Э., Кожемяк Н.С.
Место религии в общественно-политической мысли Египта конца XIX – начала ХХ в.


28 мая 2019

Институт Африки Российской академии наук; ibragim07_93@mail.ru

МГИМО; nikitakozhemyak@yandex.ru
В статье рассматривается трансформация места и роли ислама в воззрениях ключевых египетских мыслителей периода позднего Нового времени. Авторы анализируют влияние религии на учения исламских реформаторов, включая Дж. Аль-Афгани и М. Абдо, либеральных националистов, таких, как М. Камиль и С. Заглюль, и традиционалистов широкого спектра – от халифатистов до сторонников Х. Аль-Банны. Внимание уделяется попыткам упомянутых представителей египетской мысли совместить исламскую традицию и принципы с требованиями модернизации государства, общества и экономики. Отдельно выделяется проблема соотношения политических и национальных устремлений, с одной стороны, и религиозного единства, с другой. Упор делается как на преемственность и взаимосвязь данных типов мировоззрения применительно к роли ислама, так и на разницу их подходов к исламу и его месту в жизни египетского общества. Также авторы исследуют причины относительного снижения традиционно всеобъемлющей роли религии в египетском обществе в упомянутый период.

 

Ключевые слова: ислам, вероучение, мусульманская вера, мусульманская теологическая литература.


Ibragimov I.E., Kozhemyak N.S.
The Role of Religion in the Social and Political Thought of Egypt in the Late 19th - Early 20th Centuries 
Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences; ibragim07_93@mail.ru
Moscow State Institute of International Relations – MGIMO University; nikitakozhemyak@yandex.ru

 

The article examines the transforming role of Islam in the teachings of key Egyptian thinkers belonging to the late modern period. The authors analyze the impact of religion on various schools of thought including the reformists (Al-Afghani, Abduh), liberal nationalists (Kamil, Zaghlul), and traditionalists from diverse movements – from Caliphatists to the partisans of Hassan al-Banna. The authors focus on the attempts of the Egyptian thinkers to combine Islamic tradition and principles with the challenges of state, social and economic modernization. Special emphasis is put on the correlation between political and national aspirations, on the one hand, and the concept of religious unity, on the other. The authors lay stress on both the continuance and interrelation between these ideological movements, and the differences in their approaches to Islam and its role in the Egyptian society. The authors also attempt to study the reasons for a relative decline in the role of Islam in the public life of Egypt during the period studied.

Вернуться назад