ИНТЕЛРОС > №4, 2018 > Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство

Поломошнов А.Ф.
Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство


28 мая 2019

Донской государственный аграрный университет; paf1@mail.ru

В статье проведен сравнительный анализ концепций греха и спасения в христианской и мусульманской антропологии. Рассматриваются различие и сходство интерпретаций природы и причин греха, его состава и видов, а также пути спасения. Природа греха в христианстве определяется тем, что человек изначально, по факту сотворения не грешен, но потенциально в нем содержится грех. В исламской антропологии грех не является экзистенциальной потенцией, заключенной в природе человека по замыслу Бога. Здесь грех не экзистенциален, а феноменален. Спасение души в христианстве обусловлено тем, что здесь делается акцент на борьбу человека с самим собой, с искушением в своей душе, на духовное самосовершенствование. Путь праведной жизни в исламе состоит в том, чтобы следовать данным Аллахом и его пророками указаниям. Главное условие спасения – исповедание истинной веры и принадлежность к мусульманской общине. Автор приходит к выводу, что, несмотря на существенные различия, христианская и мусульманская концепции греха и спасения являются разновидностями гуманистической религиозной антропологии. Их гуманистический потенциал заключен в признании свободы воли человека, в необходимости нравственного самосовершенствования личности и активной борьбы со злом, в утверждении самой необходимости веры в высшие гуманистические идеалы, подкрепленные абсолютным авторитетом религиозной веры.

 

Ключевые слова: ислам, христианство, грех, спасение души, покаяние, религиозная антропология.


Polomoshnov A.F.
Sin and Salvation in Religious Anthropology: Islam and Christianity 
Don State Agrarian University; paf1@mail.ru

 

The article provides a comparative analysis of the concepts of sin and salvation in Christian and Muslim anthropology. It discusses the difference and similarity of interpretations of the nature and causes of sin, its composition, types of sin, and ways of salvation. The nature of sin in Christianity is determined by the fact that man was created sinnless, but potentially contained sin in himself. In Islamic anthropology, sin is not an existential potency inherent in the nature of man according to God's plan. Here sin is not existential, but phenomenal. The salvation of the soul in Christianity is due to the fact that it focuses on the struggle of man with himself, with the temptation to sin in his soul, in an effort at spiritual self-improvement. The path of righteous living in Islam is to follow the instructions given by Allah and his prophets. The main condition for salvation is confession of the true faith and belonging to the Muslim community. The author comes to the conclusion that despite significant differences, the Christian and Muslim concepts of sin and salvation are varieties of humanistic religious anthropology. Their humanistic potential lies in the recognition of human free will, in the need for moral self-improvement of the individual and active struggle against evil, in stating the very need for faith in higher humanistic ideals, supported by the absolute authority of religious faith.

 


Вернуться назад