ИНТЕЛРОС > №4, 2019 > Экономическая деятельность мусульман в светском государстве: проблемы адаптации (на примере Республики Дагестан)

Заид Абдулагатов
Экономическая деятельность мусульман в светском государстве: проблемы адаптации (на примере Республики Дагестан)


22 мая 2020
Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН; zaid48@mail.ru
Актуальность темы исследования заключена в том, что в странах с высоким уровнем исламского самосознания с наибольшим мусульманским населением ставится вопрос о последовательном соблюдении исламских норм в сфере экономической деятельности, который по мере возможности уже решается во многих мусульманских странах. Он неоднократно поднимался и мусульманами России. На основе анализа проблем современного состояния исламских экономик и выявления социологическими методами отношения рядовых верующих к нормам исламской модели экономической деятельности автор приходит к ряду выводов. Главный из них сводится к тому, что рядовой верующий в основной массе не готов следовать нормам исламской экономической, в том числе и финансовой деятельности. Большинство государств, даже с исламской идеологией, не готовы к последовательной реализации идей исламской экономической деятельности. В государствах со светскими законами, в том числе и в России, становление исламских экономических норм имеет проблемы принципиального характера. Ввиду этого данная форма деятельности в светском государстве может быть реализована в малых социальных группах в рамках гражданского общества, в которых исполнение религиозных требований не подчинено иным установкам социокультурного и идеологического характера.

 

Abdulagatov Z.M.
Economic Activities of Muslims in a Secular State:
the Problems of Adaptation (Case Study of the Republic of Dagestan)
Institute of History, Archeology and Ethnography at Dagestan Federal Research Center, RAS; zaid48@mail.ru
 
The relevance of research is determined by the fact that a high level of Islamic identity in the countries with predominant Muslim population raises the demand for consistent compliance with Islamic norms in the sphere of economic activity, which is already met in many Muslim countries to the extent possible. Muslim activists in Russia have repeatedly raised the problem as well. Proceeding from the analysis of the current state of Islamic economies and from the identification of the attitude of ordinary believers to the norms of Islamic economic activity by sociological methods, the author arrives at a number of conclusions. Firstly, the ordinary believer is not prepared to follow the norms of Islamic economy, including financial activity. Then, most states, even with Islamic ideology, are not ready to consecutive implementation of the ideas of Islamic economic activity. In the states with secular laws, including in Russia, the establishment of Islamic economic norms encounters some basic obstacles. In the secular states, Islamic economic norms can be applied in small social groups within civil society, in which execution of religious requirements is not subordinated to other cultural or ideological goals.

 


Вернуться назад