ИНТЕЛРОС > №4, 2019 > «Народный» ислам в Республике Мордовия: отдельные аспекты религиозного и культурного синкретизма

Руслан Агишев
«Народный» ислам в Республике Мордовия: отдельные аспекты религиозного и культурного синкретизма


22 мая 2020
Государственное казенное учреждение Республики Мордовия
«Научный центр социально-экономического мониторинга»;
agishev2019@gmail.com
В статье раскрываются особенности локального варианта ислама в Республике Мордовия. Актуальность темы связана с тем, что региональная форма ислама в республике недостаточно изучена, тогда как растет число последователей арабского варианта, активно критикующих местные религиозные традиции. В ней анализируются разные элементы «народного» ислама: поклонение могилам мусульманских святых, вера в «злых» духов, похоронно-поминальные традиции, на примере института мусульманских святых отмечается значительное влияние суфизма, показывается деформация похоронно-поминальной обрядности под влиянием мифологических представлений и православных обычаев. В статье делается вывод о том, что вариант ислама в Республике Мордовия испытывает сильное влияние этнических традиций, религиозных и культурных обрядов других народов, а последнее формирует особый вариант «народного» или «бытового» ислама, который воспринимается верующими в качестве единственно верного

 



Agishev R.R.
Folk Islam in the Republic of Mordovia:
Some Aspects of Religious and Cultural Syncretism
Public institution of the Republic of Mordovia
«Research Center of Socio-Economic Monitoring»; agishev2019@gmail.com
The article reveals the peculiarities of the local variety of Islam in the Republic of Mordovia. The relevance of the topic is connected with the following points. Firstly, the regional form of Islam in the Republic of Mordovia is insufficiently studied. Secondly, there is a growing number of followers of the Arab variety of Islam in the region, actively criticizing local religious traditions. Such elements of folk Islam as the worship of the graves of Muslim saints, the belief in evil spirits, funeral and memorial traditions are considered. Through the example of Moslem saints, the author demonstrates a considerable influence of Sufism and shows the alterations in funeral and memorial rites exposed to mythological ideas and Orthodox Christians’ customs. The author concludes that the variety of Islam in the Republic of Mordovia is strongly influenced by ethnic traditions, religious and cultural rites of other peoples, which leads to the emergence of «folk» or «household» Islam perceived by believers as the correct one.

Вернуться назад