Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Исламоведение » №2, 2019

Гусейнова Д.А.
Сакрализация сценического пространства

Сакрализация сценического пространства

Государственный институт искусствознания; dilara-50@mail.ru
Особенности религиозных представлений людей в древности заложили основы те-атра, что проявилось в обрядовых и ритуальных действах. Подобные действа предполага-ли отсутствие зрителей, так как все участники обряда были вовлечены в само действо. Обращение к божествам естественным образом создавало некое сакральное пространство, в котором на равных существовало божественное и людское. Термин «театральное пространство» вошел в научный обиход во второй половине ХХ в., обозначая место, предназначенное для театрализованных зрелищ. В странах Араб-ского Востока происходила своеобразная эволюция «театрального пространства» – от средневекового «круга» сказителей к экрану для теневого театра и строительству поме-щений для мистериальных действий та'зие. Но появление здесь новой формы театрально-го зрелища никак не исключало предыдущей. В контексте развития традиционных форм искусства мусульманских стран народная религиозная мистерия тазие занимает обособленное место, где сочетаются эпическая ма-нера изложения сюжета и его сакрализация. Если в мистерии та'зие сакральное время непосредственно связано с легендами о гибели святых имамов, «свернутое» до десяти дней траура по ним, то сакральное пространство охватывает и ночные представления, и площади у мечети. Рождается некое единство времени и места, когда воссоздаваемый миф прошлого включается в современность, способствуя взаимопроникновению мира живу-щих и мира предков, неразрывности сценического, зрительского и сакрального про-странств на Арабском Востоке.

 

Guseinova D.A.
Sacralization of the Stage Space
State Institute of Art Studies; dilara-50@mail.ru

 

The peculiarities of religious representations of people in antiquity laid the foundations for the theater, which manifested itself in ceremonial and ritual events. Such actions suggested the absence of spectators, since all the participants in the ceremony were involved in the action itself. Appeal to deities naturally created a certain sacred space in which the divine and the hu-man existed on equal terms. The term theatrical spacemeaning the place intended for theatrical performances, came into academic use in the second half of the twentieth century. In the countries of the Arab East there was a unique evolution of theatrical space– from the medieval circle of narrators, to the screen for the shadow theater and the construction of premises for mysterious ta’zieh acts. However, the appearance of a new form of theatrical performance did not oust the previous one. In the context of the development of traditional forms of art in Muslim countries, the folk religious ta’ziehmystery occupies a separate place, with the epic style of plot presentation combined with its sacralization. In ta’ziehmysteries, the sacred timeis directly connected with the legends about the death of holy imams andis reduced to ten days of mourning for them, while the sacred space comprises night performances and the squares in front of the mosques. A cer-tain unity of time and place is born, when the recreated myth of the past is included in moderni-ty contributing to the interpenetration of the world of the living and the world of the ancestors, the continuity of scenic, spectator and sacral spaces in the Arab East.
Архив журнала
№1, 2021№4, 2019№1, 2020№2, 2019№3, 2019№4, 2018№3, 2018№1, 2018№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017т. 7 №4, 2016т. 7 №3, 2016т. 7 №2, 2016
Поддержите нас
Журналы клуба