ИНТЕЛРОС > 2004 > Лейбниц и Гегель: понятие субстанции как субъекта

Измайлов Г.В.
Лейбниц и Гегель: понятие субстанции как субъекта


21 июня 2013

Когда говорят об отличительных чертах современной философии, непременно указывают на ее поворот к субъекту. Истоки его обычно связывают с cogito Декарта, которое становится основанием и центральной фигурой философии как истинного знания. Это отмечает Поль Рикер: «Принято считать, что картезианское cogito открывает эпоху современной субъективности, потому что именно благодаря cogito “я” впервые была отведена роль основания, т.е. решающего условия возможности философствования”. Следующей вехой на пути к субъекту считается философия Канта с ее трансцендентальным субъектом, свободой как творчеством. Затем следуют Фихте (Я и не-Я) и Гегель (субстанция как субъект)


Вернуться назад