ИНТЕЛРОС > 2006 > Климент Александрийский о беспредельности Бога Аркадий Шуфрин
|
В энциклопедиях до сих пор встречается точка зрения, согласно которой греческая мысль атрибутирует беспредельное (то ansip-ov) Богу, начиная только с Плотина. Но есть все основания считать христианского платоника Климента Александрийского (II в. н.э.) предшественником Плотина в трактовке Единого. О том, что сделало возможным приложение этой традиционной характеристики чистой материи и нечистого наслаждения к наивысшему метафизическому началу, можно только строить догадки. До сих пор в объяснении этого сдвига нет консенсуса. С одной стороны, его предпосылки есть уже у платонизирующего иудея Филона Александрийского, что наводит на мысль о влиянии Востока Вернуться назад |