Журнальный клуб Интелрос » ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ЕЖЕГОДНИК » 2015
Гаврилюк Павел Леонидович,
профессор богословия и философии теологического факультета
Университета св. Фомы Аквинского,
г. Сент-Пол, Миннесота, США,
2115 Summit Ave/JRC 153,
Saint Paul MN 55105 USA.
E-mail: plgavrilyuk@stthomas.edu
Публикация вводит в научный оборот текст лекционного курса Г.В. Флоровского «Философия Вл. Соловьева» (1922–1923 гг.). Во вводной статье освещаются основные этапы рецепции Флоровским философского наследия Соловьева и делается вывод, что в ходе работы над публикуемой рукописью в историософии Флоровского происходит парадигмальный сдвиг. Если в одесский период (1910–1920 гг.) Флоровский был религиозно вдохновлен идеями Соловьева, а в первые годы эмиграции (София, 1920–1921 гг.) продолжал позитивно оценивать его влияние на развитие религиозной философии в России и Украине, то в пражский период (1921–1924 гг.) он пересмотрел свой взгляд на Соловьева и стал относиться как к его философии, так и к философии его последователей все более и более критически. В итоге Флоровский отошел от парадигмы, которую можно назвать «нарративом самобытности» русской религиозной мысли, которой он придерживался в десятые годы, и к концу двадцатых годов постепенно пришел к иной парадигме, «нарративу псевдоморфозы», которая затем получила развернутое выражение в главном труде Флоровского – «Путях русского богословия» (1937)
Gavrilyuk Pavel
Professor of Theology and Philosophy
at the Theology Department
of the University of St Thomas,
2115 Summit Ave/JRC 153,
Saint Paul MN 55105.
E-mail: plgavrilyuk@stthomas.edu
A Paradigm Shift in Georges Florovskyʼs Evaluation of Russian Religious Thought:
His Unpublished Lectures “The Philosophy of Vladimir Solovyov”
This article introduces Georges Florovsky’s previously unknown manuscript «Lectures on Vladimir Solovyov». Gavrilyuk emphasizes that the manuscript is indicative of a paradigmatic shift in Florovsky’s reception of Solovyov. In his Odessa period (1910–1920), Florovsky was awakened by Solovyov. Florovsky continued to regard Solovyov’s influence on the development of religious philosophy in Russia and Ukraine positively in his early émigré years (1920–1921). In contrast, in his Prague period (1921–1924), Florovsky came to be more critical of the trajectory associated with Solovyov and his followers. As a result, Florovsky distanced himself from his earlier «originality narrative» of Russian religious thought and moved in the direction of the «narrative of pseudomorphosis», which found its most extensive expression in The Ways of Russian Theology