ИНТЕЛРОС > 2017 > «Беседа о постижении Пути» – отдельный памятник или введение к «Вместилищу сути истинного закона?»

Майя Бабкова
«Беседа о постижении Пути» – отдельный памятник или введение к «Вместилищу сути истинного закона?»


06 марта 2018

Бабкова Майя Владимировна,
кандидат философских наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН,
107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12.
E-mail: maymayl@yandex.ru

Трактат «Беседа о постижении Пути», написанный в 1231 г., в современных изданиях считается вступительным к opus magnum Догэна – собранию «Вместилище сути истинного Закона». Однако текст был присоединен к нему только в XVII в. В статье проводится анализ этого трактата и двух других главок «Вместилища»: «Полное проявление» (1243 г.) и «Восемь постижений великих» (1253 г.). Разбор текстов показывает эволюцию взглядов Догэна: от ощущения присутствия собственного Я к полному растворению в мире и уходу в нирвану. Во-первых, оказывается, что неверно рассматривать текст «Беседы о постижении Пути» только как предисловие, поскольку он отражает мировоззрение Догэна в его 25‒30 лет, не тождественное тому, к которому он пришел впоследствии. Во-вторых, в статье прослеживаются китайские истоки мировоззрения Догэна, в том числе связанные с полемикой вокруг оппозиции «внезапного/постепенного» просветления.

 

Babkova Maya Vladimirovna
PhD in Philosophy, Research Fellow at the Institute of Oriental Studies,
Russian Academy of Sciences,
12 Rozhdestvenka Str., Moscow, 107031 Russia.
E-mail: maymayl@ yandex.ru.

Bendova: a Separate Text or an Introduction to Shōbōgenzō?

Summary: The treatise that now opens Dōgen’s opus magnum “Shōbōgenzō” – it’s “Bendōwa” chapter, composed in 1231. This was not so though till the end of the XVII c. Comparative analisys of three “Shōbōgenzō” chapters – “Bendōwa”, “Zenki” (1243) and “Hachi dainin gaku” (1253) – allows to see the changes in Dogen’s position: from dealing with his own Self to the complete dissipation and unity with the world at nirvana stage (“stages of Dogen’s enlightenment”). First, “Bendōwa” shouldn’t be considered only as an introduction to “Shōbōgenzō”, because it reflexes 25-30 years old Dogen’s mindset, which is far away from his further view of the world. Second, the article deals with Chinese origins of Dogen’s creed and philosophy in the light of “sudden/gradual enlightenment” polemics.


Вернуться назад