ИНТЕЛРОС > 2017 > Воинский взгляд на мир в сборниках поучительных рассказов XIII в. Надежда Трубникова, Мария Коляда
|
Трубникова Надежда Николаевна,
Коляда Мария Сергеевна, Сборники поучительных рассказов сэцува дают богатый материал для исследования мировоззрений различных слоёв японского средневекового общества, в том числе воинов. Рассказы о воинах появляются уже в сборниках XI–XII вв., но особый интерес представляют сборники XIII в. – эпохи первого в истории Японии воинского правления, сёгуната. Из них можно выделить два памятника, где воинский взгляд на мир прослеживается у рассказчика, а не только у его героев-воинов. Таковы «Сборник наставлений в десяти разделах» («Дзиккинсё:», 1252) и «Собрание песка и камней» («Сясэкисю:», 1279–1283). Рассказы о воинах в этих двух сборниках решают две задачи: 1) показать, каким должен быть человек на «Пути лука и стрелы», обсудить взаимоотношения в воинской среде, роль воинов в государстве и пр.; 2) на примерах из жизни знаменитых воинов и из истории войн пояснить общежитейские закономерности (нельзя недооценивать других людей, неправильно действовать исходя из общих соображений без учёта конкретной обстановки и др.). В приложении к статье публикуется перевод «Сборника наставлений в десяти разделах».
Trubnikova Nadezhda Nikolaevna
Kolyada Maria Sergeevna Warriorʼs World View in Kamakura Setsuwa Collections Summary: Collections of setsuwa tales give a rich material for exploring the worldviews of various layers of the Japanese medieval society, including warriors. Warrior tales appear already in the 11th–12th c. collections, but of special interest are the collections of the Kamakura era. Of these, two texts can be distinguished, where the military view of the world can be traced to the narrator, and not only to his warrior heroes. Such are Jikkinshō (1252) and Shasekisū (1279–1283). Stories about warriors in these two collections solve two problems. 1) to show what a person should be on the “Way of bow and arrow”, discuss the relationship in the military environment, the role of bushi in the state, etc. 2) on examples from the life of famous warriors and from the history of wars, explain common-law patterns (one cannot underestimate other people, act incorrectly based on general considerations without taking into account the concrete situation, etc.). Вернуться назад |