ИНТЕЛРОС > №35, 2021 > Наследие индийского буддизма в «Собрании стародавних повестей»

Трубникова Н.Н.
Наследие индийского буддизма в «Собрании стародавних повестей»


23 марта 2021

Трубникова Н.Н.
ведущий научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных
исследований РАНХиГС при Президенте Российской Федерации;
119606, г. Москва, просп. Вернадского, 82, стр. 9;
зам. главного редактора журнала «Вопросы философии»,
Институт философии РАН, Москва, 109240,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
E-mail: trubnikovann@mail.ru

 

«Собрание стародавних повестей» («Кондзяку моногатари-сю:», 1120-е гг.) – самый крупный в японской словесности свод поучительных историй сэцува. Из тысячи с лишним его рассказов 185 посвящены Индии. По большей части это достаточно простые примеры воздаяния счастьем за добрые дела и горем за злые, притчи об относительности любых различий (между знатным и простым, богатым и бедным, мудрым и глупым), случаи из жизни Будды Шакьямуни, его учеников и последователей. Эти истории взяты отчасти из сутр, отчасти из китайских буддийских энциклопедий или из сочинений китайцев-паломников, бывавших в Индии; сюжеты отражают взгляд японских книжников на то, какой должна быть родина Будды. В пересказе сюжет нередко подгоняется под задачу: доказать, что японская буддийская община не слишком далеко ушла от древнего индийского прообраза. Жанр сэцува не предполагает рассмотрения сложных философских вопросов, но тем интереснее рассказы, где цитируются отрывки из книг буддийского канона. Также примечательны истории о знаменитых наставниках, таких как Нагарджуна и Васубандху, и о начале значимых для Японии традиций: почитания будды Амитабхи, бодхисаттвы Авалокитешвары и «Лотосовой сутры».


Вернуться назад