ИНТЕЛРОС > №35, 2021 > Поппер и досократики (Ксенофан, Гераклит, Парменид)

Шишков И.З.
Поппер и досократики (Ксенофан, Гераклит, Парменид)


23 марта 2021

Шишков И.З.
профессор, Российский национальный
исследовательский медицинский
университет им. Н.И. Пирогова,
кафедра философии;
Российская Федерация, 117997 г.
Москва, ул. Островитянова, д. 1.
E-mail: ivan_shishkov@list.ru

 

 

В статье предпринята попытка осуществить реконструкцию попперовской интерпретации философских и научных идей Ксенофана, Гераклита и Парменида с целью обосновать вывод о том, что именно знакомство Поппера в юности с мыслью досократиков в лице прежде всего Ксенофана, Гераклита и Парменида оказалось определяющим в формировании критицистской методологической парадигмы и в целом философии критического рационализма. Оригинальная философская и научная мысль досократиков явилась для Поппера неисчерпаемым источником, из которого он черпал всё богатство своих мыслей на протяжении всей своей долгой творческой жизни. Его длительные штудии досократической мысли позволили ему прийти к важнейшему выводу о том, что истоки большинства фундаментальных идей как классической, так и современной науки восходят не только к ранней греческой философии и науке, но и к мифотворчеству древних. В частности, что наука Коперника, Галилея, Кеплера Ньютона была дальнейшим развитием космологии греков, а также что переход от донаучных мифов к науке стал возможным в силу нового отношения к мифам ‒ в силу критического отношения к ним.


Вернуться назад