ИНТЕЛРОС > 2019 > Религия и философия в дневнике Анри Амьеля

Виктор Визгин
Религия и философия в дневнике Анри Амьеля


11 марта 2020

Визгин Виктор Павлович,
доктор философских наук,
главный научный сотрудник Института философии РАН,
109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
E-mail: vizgin.viktor@yandex.ru

 

Автор статьи исследует соотношение религии и философии в дневнике Анри Амьеля (1821–1881) и приходит к выводу, что в молодые годы Амьель был скорее учеником Шеллинга, чем Гегеля, разделяя шеллингианскую позицию «позитивности» и признавая первенство религии перед философией в «домостроительстве» духа. В дальнейшем, по мнению автора статьи, успехи наук о природе подталкивали швейцарского философа к переосмыслению разделяемого им ранее соотношения религии и философии, в результате чего трансцендентный Бог уходит с горизонта его мысли и его место занимает имманентный бог философов-рационалистов. Как показывает автор статьи, Амьель колеблется между теизмом и пантеизмом, соответственно, «между Лейбницем и Спинозой» таким образом, что философия и религия у него сходятся в понятии идеала и долга, предполагающих спиритуалистическое понимание бытия.

 

 


Вернуться назад