ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > Творчество М.В. Безобразовой: из предыстории гендерных исследований в России

Виктория Кравченко
Творчество М.В. Безобразовой: из предыстории гендерных исследований в России


17 января 2017

Кравченко Виктория Владимировна
доктор философских наук, профессор.
Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет)
Российская Федерация, 125993, г. Москва
Волоколамское ш., д. 4
e-mail: vickra@mail.ru

. Она продвигала идею последовательного социокультурного саморазвития и самореализации женщины. Резко возражая против социалистических идей, основанных на всеобщем равенстве людей в бедности и ограничениях, Безобразова пыталась оспорить предопределенность социальных ролей мужчины и женщины в современном ей обществе. Она поднимала те социально-философские, психологические и социологические проблемы, которые являются предметом современных гендерных исследований: различные формы явной и скрытой эксплуатации женщин, проблемы разрушения патриархальной семьи, трудности формирования психологической и социальной независимости русских женщин. Как оригинальный философ и этик, Безобразова создала собственный «этический идеализм», систему «чистой нравственности», на базе своеобразной трактовки категорического императива И. Канта. Безобразова прямо основывала свою философскую позицию в области рассмотрения женского вопроса на понятиях справедливости, честности, искренности, долга, ответственности. Она настаивала на живой, результативной работе в женском движении, принимала участие в организации и работе первого Русского женского взаимно-благотворительного общества и Этического общества.

 

Maria Bezobrazova’s Works: the Background of Gender Researches in Russia

Victoria Kravchenko
DSc in Philosophy, Professor
Moscow Aviation Institute
(National Research University)
4 Volokolamskoye shosse, Moscow
125993, Russian Federation
e-mail: vickra@mail.ru

The article considers one of important aspect of Maria Bezobrazova’s creative work (1857–1914), who was the first Russian woman – a professional philosopher. Bezobrazova upheld the principles of women‘s self-dependence and releasing from the “man’s appendage” role. She promoted idea of the consistent social-cultural women’s self-development and self-realization. Raising objections against the socialist ideas based on general equality in poverty and social limitations, Bezobrazova formulated the main social-philosophical, psychological and sociological problems which are a subject of modern gender researches, for example, she revealed different forms of obvious and latent exploitation of women, researched the problems of patriarchal family ruining, and ethno-cultural difficulties in forming psychological and social women’s independency. As a talented philosopher and ethicist, Bezobrazova created her own “ethical idealism”, the “pure morality” system, based on the peculiar interpretation of Kant’s “categorical imperative”. Bezobrazova based her philosophical position in the field of a women’s issue on the concepts of fairness, integrity, sincerity, duty, and responsibility. She insisted on the living, efficacious work in the women’s movement, and participated in the organization and working of Russian Women’s Mutual Charity Society (1895) and Ethics Society (1910).


Вернуться назад