ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > Трансформация философии длительности А. Бергсона в идеал-реализме С.Л. Франка

Виктор Куприянов
Трансформация философии длительности А. Бергсона в идеал-реализме С.Л. Франка


17 января 2017

Куприянов Виктор Александрович
аспирант. Институт философии
Санкт-Петербургский государственный университет
Российская Федерация, 199034
г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
e-mail: nonignarus-artis@mail.ru

Статья посвящена интерпретации философии А. Бергсона в книге С.Л. Франка «Предмет знания». Анализируя ключевые фрагменты «Предмета знания» герменевтическим методом, автор показывает, как Франк понимал в целом философию длительности Бергсона и какое место она занимает в собственных философских построениях русского мыслителя. В статье доказывается, что бергсоновская философия длительности имела решающее значение для понимания Франком природы Абсолюта и сущности бытия, что говорит о глубочайшем влиянии великого французского философа на концепцию Франка в этот период его творчества. Несмотря на то, что Франк достаточно критически оценивал выводы философии длительности, в «Предмете знания» он утверждает, что Бергсон в своей теории времени на самом деле открывает не время как чистое становление, а само абсолютное бытие-всеединство, на поиск которого нацелена гносеологическая концепция русского философа. Итогом такого понимания времени оказывается вывод о том, что человек способен непосредственно в себе открыть абсолютное, в котором Бергсон, с точки зрения Франка, лишь односторонне подчеркивает момент становления, в то время как внимательный анализ философии длительности ведет к обнаружению в ней подлинного всеединства. И именно это бергсоновское становление-творчество, порыв, который не лишен единства и целостности, становятся для Франка необходимой чертой Абсолюта.

 

The Transformation of Bergson’s Philosophy
of Duration in S.L. Frank’s Ideal-Realism

Viktor Kupriyanov
Post-graduate. Institute of Philosophy
St. Petersburg State University
7/9 Universitetskaya nab.
St. Petersburg, 199034, Russian Federation
e-mail: nonignarus-artis@mail.ru

The paper is devoted to S.L. Frank’s interpretation of H. Bergson’s philosophy of duration. Analyzing “Knowledge. Principles and Limitations of Conceptual Perception” the author of the article shows the way Frank treated Bergson’s philosophy of duration and which meaning it had in the philosophical discourse of the Russian thinker. Thus, it is demonstrated in the article that Bergson’s philosophy of duration was key to Frank’s understanding of the nature of the Absolut and Being, which speaks well for the fact of extensive influence of Bergsonism on Frank in that period of his creative work. Regardless of the fact that in “Knowledge. Principles and Limitations of Conceptual Perception” Frank was quite critical of the implications of philosophy of duration, he himself admitted that as a matter of fact Bergson in his philosophy of time had not discovered the time as pure duration but the absolute All-Unity of Being, which the Russian philosopher’s gnoseological conception was intended to discover. The result of such thinking is the idea that man is capable to immediately find in himself the Absolute, within ir which Bergson, in Frank’s opinion, highlights only the side of the becoming, while the substantial analysis of the philosophy of duration reveals the true All-Unity in it. Hence, it is this bergsonian becoming-creation, or élan, that is a necessary trait of the Absolute for Frank.


Вернуться назад