Журнальный клуб Интелрос » История философии » №17, 2012
Всякое направление философской мысли или система идей, утверждал Гегель в «Лекциях по истории философии», принадлежит своему времени и удовлетворяет запросам эпохи. Исследователь философии прошлого не должен, игнорируя этот контекст, поддаваться «соблазну перечеканить древних философов в собственную форму рефлексии». По мнению Гегеля, историю духовных исканий и достижений великих предшественников следует «излагать исторически: приписывать им лишь то, что нам непосредственно передано как их учение». Но исторически – не значит беспристрастно; история (даже политическая, а тем более история философии) – не документальная хроника, не летописание. Историк не может «излагать без собственного суждения», не давая оценки, «ничего не привнося от себя». Дистанция, отделяющая «ранних» философов от «поздних» исследователей философии (а пóзднее, по мысли Гегеля, всегда и с необходимостью более развитое), исключает возможность такой независимости и беспристрастности.
В англо-американской философии ХХ в. проблематика, поднятая в «Лекциях» Гегеля, получила развитие и новое интересное осмысление в спорах о так называемом анахронизме – тенденции историков мысли рассматривать прошлое философии и науки с точки зрения современных представлений, полностью игнорируя или отрицая как псевдофилософское (ненаучное) все, что этим представлениям не соответствует.