ИНТЕЛРОС > №17, 2012 > К вопросу об этической связи мудрости и науки (пер. с франц. О.И. Мачульской)

Моник Кастийо
К вопросу об этической связи мудрости и науки (пер. с франц. О.И. Мачульской)


17 декабря 2013

Предварительные замечания

Для того чтобы понять, как формулируется в наши дни вопрос о соотношении знания, этики и мудрости, рассмотрим кратко три наиболее значимых подхода к решению данной проблемы.

Первоначально: для философии начиная с античной эпохи и до Нового времени наука и мудрость были идентичны. Это объясняется тем, что знание трактуется как путь к истине, а жизнь согласно разуму – как смысл бытия. Мудрец – подлинно свободный человек, способный поступать в соответствии с теми нормами, которые предписывает ему жизнь более высокого порядка, эталоном которой является гармония квази-божественного и бытия в мире (в диалоге Платона «Пир» диалектика размышления восходит от любви к созерцанию прекрасного в себе, созерцанию истинности прекрасного – ее вечности). С позиций античного мировоззрения мудрость является именно личным жизненным проектом, ради исполнения которого каждый человек должен совершить личное усилие (согласно учению стоиков о мудрости, добродетель тождественна счастью, а в концепции эпикурейцев счастье тождественно добродетели). В обоих случаях наука о природе, физика, не только неотделима от мудрости, но, напротив, содействует приведению воли и поступков человека к соответствию с порядком мира, с действительностью


Вернуться назад