ИНТЕЛРОС > №17, 2012 > Аннотации

Аннотации


17 декабря 2013

И.Д.Джохадзе. Ричард Рорти как историк философии

В статье исследуются историко-философские идеи Ричарда Рорти, дается критический анализ его концепции прагматической герменев­тики как метода «игрового экспериментирования» с текстами. Задача историка, по мнению Рорти, состоит не в воссоздании аутентичного смысла произведения, а в создании смыслов заново – «переописании» текста. Примером такого вульгарного «историцизма» служит разверну­тая Рорти в «Последствиях прагматизма» (1982) интерпретация фило­софии Джона Дьюи.

Ключевые слова: историография, рациональная и историческая ре­конструкция, анахронизм, герменевтика, интерпретация, переописание, историцизм.

 

А.М.Руткевич. История античной философии А.Кожева («Историческое введение в Систему Знания»)

В данной статье рассматриваются историко-философские сочинения А.Кожева, его трактовка античной (языческой) философии, место исто­рии философии в неогегельянской системе знания.

Ключевые слова: история философии, античность, языческая и христианская мысль, неогегельянство, система знания.

 

И.С.Вдовина. Поль Рикёр: история философии как самопонима­ние философии

Выясняя вопрос о специфике истории философии, П.Рикёр обсужда­ет ряд проблем: познание истины в истории и истории философии; исто­рия философии и социология знания; история философии и историческая наука; роль субъективности исследователя в историческом и философ­ском познании; специфика философского вопрошания. Ответом на по­ставленные вопросы стала сама теоретическая и практическая деятель­ность мыслителя, являющаяся важнейшим этапом современной филосо­фии и истории философии.

Ключевые слова: история философии, социология знания, исто­рическое знание, объективность, истина, скептицизм, эклектика, диалог, смысл творчества.

 

И.И.Блауберг. История философии и философия истории в кон­цепции Анри Гуйе

В центре внимания автора статьи – теоретические работы известного французского историка философии Анри Гуйе. В них выявляется диалек­тика ретроспекции как метода исторического познания, рассматриваются проблемы теории и методологии историко-философского исследования.

«Философии истории» как ретроспективной рационализации, открываю­щей в истории некий план или смысл, Гуйе противопоставляет собствен­но исторический подход, нацеленный на обретение «утраченного време­ни» – времени описываемой исторической реальности.

Ключевые слова: история, философия истории, история философии, ретроспекция, А.Гуйе, непрерывность и прерывность, видение мира.

 

Ю.Г.Россиус. О теории интерпретации Э.Бетти

Статья предваряет публикацию перевода отрывка из книги Бетти «Общая теория интерпретации», посвященного анализу исторической ин­терпретации. Статья знакомит читателей с основными понятиями и прин­ципами герменевтики Э. Бетти, а также с некоторыми событиями, связан­ными с созданием и разработкой его «Общей теории интерпретации».

Ключевые слова: герменевтика, интерпретация, методология, репре­зентативная форма, Бетти, Гадамер

 

Эмилио Бетти. Историческая интерпретация

Предлагаемый вниманию читателей текст представляет собой перевод отрывка из книги Э.Бетти «Общая теория интерпретации», посвященного исторической интерпретации. Особенность данного вида интерпретации Бетти усматривает в ее «распознавательном» характере: ее задача – рас­познавание мыслей и идей, заключенных в репрезентативных источниках, применительно к данной исторической эпохе. Проблема, с которой сталки­вается здесь интерпретатор, заключается в нетождественности мысли и ее речевого или письменного выражения. Большое внимание уделено специ­фическим критериям исторической интерпретации, а также применению герменевтических канонов к этому виду интерпретации.

Ключевые слова: герменевтика, интерпретация, репрезентативная форма, исторический вопрос, Бетти.

 

Е.К.Карпенко. Изобретение «я»: деструктивные извлечения из архива метафизики

Настоящая статья является введением и презентацией исследования Венсана Карро «Изобретение “я”» (2010). В.Карро – французский исто­рик философии, ученик Жана-Люка Мариона. В статье приводится об­зор главных тезисов автора, в основе которых лежит текстологическое открытие и оригинальная интерпретация «общих» мест новоевропейской метафизики. Отмечаются трудности, возникающие при переводе источ­ников, влекущие за собой искажение оригинального смысла.

Ключевые слова: ego, le moi, le soi, Dasein, самость, душа, субстан­ция, метафизика, Декарт, Паскаль.

 

Венсан Карро. Первое «я»: Паскаль

Недавняя книга Венсана Карро (р. 1957) «Изобретение “я”» (2010) пред­ставляет историю понятия «я» как концепции, предшествующей близким и происходящим из нее новоевропейским теориям субъекта, сознания, само­сти. Первая лекция, предлагаемая читателю в русском переводе, посвящена анализу языкового изобретения Паскаля – «le moi», которое происходит из картезианского выражения ego ille. Карро разъясняет цели и следствия по­добной субстантивации и вытекающей из нее субстанциализации.

Ключевые слова: понятие «я», субстантивация, субстанция, каче­ство, Паскаль, метафизика.

 

К.В.Чепурин. Человеческая душа, ее интенсивность и судьба: введение в антропологию Гегеля

Из всей «берлинской» философии духа Гегеля его антропология – учение об индивидуальной человеческой душе и первая часть филосо­фии субъективного духа – исследована, пожалуй, менее всего. Задача этой статьи в том, чтобы дать введение в антропологию Гегеля через анализ трех ключевых для него антропологических понятий: духовного определения человеческой души, ее интенсивности и ее судьбы. В сво­ей совокупности эти понятия позволяют объяснить специфику гегелев­ского понимания души человека и заодно вписанность антропологии у Гегеля именно в философию духа. В то же время в статье очерчено и отношение антропологии к философии духа в целом, а также к фило­софии природы.

Ключевые слова: Гегель, антропология, душа, интенсивность, судь­ба, индивид, смерть, животное, дух.

 

В.В.Старовойтов. Проблема Я, личности, самости в творчестве Поля Рикёра и в современных психологических и психоаналитиче­ских исследованиях

В статье раскрывается специфика понятий Я, самости, личности в творчестве Поля Рикёра. Показывается, что рассмотренный французским философом путь последовательного развития личности основывался на первоначальном допущении зрелого Я, наличие которого часто являет­ся крайне проблематичным. Утверждается, что разработанную Полем Рикёром концепцию «человека могущего» надо дополнить исследовани­ем возможности возрождения и повторного роста Я.

Ключевые слова: Я, личность, самость, человек могущий, пове­ствовательная идентичность.

 

Т.О.Глебова. Тело, душа, личность. Антропология Лаина Энтральго

Предмет данной статьи – антропологическая концепция испанско­го философа Педро Лаина Энтральго. Основываясь на идеях Субири, Лаин стремится создать космологическую, эволюционную и динамиче­скую антропологию. Вслед за краткой биографией философа в статье анализируются источники его теории (Субири, Ортега-и-Гассет, Шелер, Вайцзеккер и др.). Затем автор рассматривает понятия тела, души и лич­ности в творчестве Лаина, обращая особое внимание на одну из его по­следних работ – «Идея человека».

Ключевые слова: философская антропология, испанская филосо­фия, тело, душа, личность.

 

Педро Лаин Энтральго. Идея человека

Статья представляет собой сокращенный перевод двух глав из рабо­ты Педро Лаина Энтральго «Идея человека». В первой главе рассматри­ваются проблемы творения и эволюции. Лаин критикует существующие концепции духа и материи и вводит понятие динамизма в качестве осно­вы собственной философской системы. Вторая глава посвящена пробле­ме сознания, в частности анализу символизации как специфически чело­веческой деятельности.

Ключевые слова: философская антропология, материя, дух, дина­мизм, космос, эволюция, сознание, символ.

 

И.А.Михайлов. Философская программа раннего Гуссерля. Метафизика, теория познания

Зрелая форма философии Эдмунда Гуссерля, более известная под именем «трансцендентальной феноменологии», по своей проблематике и терминологии вскоре превратилась в особый способ подхода к науч­ным проблемам, трудно переводимый на иные языки философствова­ния. Связать феноменологию с основными философскими устремле­ниями ХХ в. обычно пытаются через идею «строгой науки» или через теорию значения (со стороны аналитической философии). Автор пред­лагает альтернативную модель, исходящую из идеи систематики науч­ного знания. В конце XIX в. поиски единства и системности наук до­вольно часто принимали форму вопроса о метафизике. Определяющим оказывается это и для Гуссерля, доказательства чему обнаруживаются в его ранних текстах. Масштабный, метафизический по своей природе проект нового обоснования знания реализуется затем в отдельных об­ластях – логики и теории познания; детальность проработки Гуссерлем каждой из них, как правило, скрывает изначальную метафизичность его философской программы.

Ключевые слова: Гуссерль, феноменология, метафизика, логика, теория познания, наука.

 

Моник Кастийо. К вопросу об этической связи мудрости и науки

В статье анализируются исторически сложившиеся взгляды на соот­ношение знания, науки, этики и мудрости. Делается вывод об опасности абсолютизации роли науки и техники в выполнении практических задач и необходимости философско-этической оценки средств решения актуаль­ных проблем человечества.

Ключевые слова: коммуникация, наука, этика, мудрость, ценности.

 

Ю.В.Горбатова. Плантинга и его модальная версия онтологиче­ского доказательства

Основной целью данной статьи является реконструкция тех понятий и аспектов модального онтологического аргумента Алвина Плантинги, без прояснения которых данное доказательство не может считаться полным и логически обоснованным. Автор также стремится показать, что даже после детальной реконструкции онтологический аргумент Плантинги не может быть расценен как логически безупречный и требует серьезной доработки.

Ключевые слова: онтологический аргумент, модальность, S5, Алвин Плантинга, доказательство.

 


Вернуться назад