ИНТЕЛРОС > №19, 2014 > Палейная антропология и ее источники

Владимир Мильков
Палейная антропология и ее источники


19 мая 2015

В древнерусскую эпоху христианские представления о человеке формировались под влиянием переводной литературы. Однако вопрос о том, что и как усваивалось русскими мыслителями, до сих пор остается открытым. Антропологических трактатов письменность Древней Руси не знает. Отдельные суждения антропологического свойства разбросаны по многочисленным произведениям древнерусской книжности, а их систематизация до сих пор не проведена. Вместе с тем в книжном наследии существует оригинальный русский труд, в котором наряду с обширным спектром религиозно-философских проблем рассматривается и антропологическая проблематика. Имеется в виду «Палея Толковая», к которой историки отечественной философии, к сожалению, обращаются крайне редко. Именно этот труд демонстрирует результаты влияния переводной экзегезы на оригинальную русскую мысль. «Палея Толковая» – это фундаментальный труд отечественного автора. Он появился еще в домонгольскую эпоху1. По составу произведения можно судить, что автор был знаком с содержанием трудов Севериана Габальского, Иоанна Златоуста, Епифания Кипрского, Ефрема Сирина, Мефодия Патарского, Козьмы Индикоплова, Иоанна Дамаскина. Некоторые сведения составитель «Палеи» заимствовал из более или менее обширных извлечений текстов экзегетов в сборники и компендиумы богословского характера.


Вернуться назад