ИНТЕЛРОС > №19, 2014 > Осуществимо ли воссоединение западничества и славянофильства? (Условия преображения)

Валентин Лазарев
Осуществимо ли воссоединение западничества и славянофильства? (Условия преображения)


19 мая 2015

Лазарев Валентин Васильевич
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН
(lazaryev1@rambler.ru)

Почему ставится вопрос именно о воссоединении? Во времена, предшествовавшие расколу и антагонизму между славянофилами и западниками, и в истории философской мысли всегда признавалось первоначальное единство, единство и генетическое, и метафизическое. Сначала это были два направления одного и того же мирочувствования. Целое как исторический факт первично, а разделенность, разорванность – это вторичное, причем жаждущее восстановления целостности. С давних пор в русском сознании и в изначальной интуиции философов заключалось прежде всего «единое органическое целое», из которого и появлялся «дуализм». У Герцена в самом выдвижении вопроса о воссоздании целостности со славянофильством «сказалось глубокое духовное родство и единство той духовной почвы, из которой вышло раннее славянофильство и раннее западничество». Герцен искал общую почву согласия со славянофилами исходя из признания, что он и они – это «две распавшиеся части одного целого». Разделение началось в сфере этических идеалов. «Не для того, чтобы обосновать свое патриотическое упование, разоблачали “славянофилы” грехи “гниющего Запада”, – а напротив, самый патриотизм их как сознательно исповедуемое Credo явился тогда, когда перед непреложным судом их совести разложился “европейский” идеал, и душа прилепилась к другому»


Вернуться назад