ИНТЕЛРОС > №19, 2014 > К вопросу об «античных» влияниях в ранней философии В.С.Соловьева

Юрий Тихеев
К вопросу об «античных» влияниях в ранней философии В.С.Соловьева


19 мая 2015

Тихеев Юрий Борисович
кандидат философских наук,
доцент Московского физико-технического института
(Государственного университета)
(tikheev@gmal.com)

Особую примету работ В.С.Соловьева 1870 гг. составляют прямые и косвенные ссылки на разного рода античные источники: от изречений Гераклита и диалогов Платона до сочинений неоплатоников и представителей античного гнозиса. Каждая такая ссылка наделена сложным и зачастую неочевидным контекстом, полная реконструкция которого представляет собой непростую задачу. Указания на тот или иной «античный» источник, сделанные самим Соловьевым, способны порой ввести в заблуждение. Стоит, например, обратить внимание на толкование понятия «мировая душа», которое, как считал русский философ, восходит прямо к Платону. И здесь важен не только тот факт, что – несмотря на бытовавшее долгое время убеждение в обратном – принадлежность этого понятия греческому философу сомнительна, но и то, что количество историко-философских ассоциаций, вызываемых им, оказывается в представлении Соловьева поистине неисчерпаемым. Следует к тому же учитывать и то обстоятельство, что молодой философ, жадно впитывая влияния извне, приспосабливал заимствованный материал для своих собственных целей, идущих гораздо дальше простой историко-философской реконструкции «системы» того или иного философа. Страницы работ молодого Соловьева изобилуют примерами «античной» по своему происхождению терминологии


Вернуться назад