ИНТЕЛРОС > №19, 2014 > Персонализм и особенности социальной стратегии (христианский персонализм П.А.Флоренского в контексте русской мысли)

Сергей Половинкин
Персонализм и особенности социальной стратегии (христианский персонализм П.А.Флоренского в контексте русской мысли)


19 мая 2015

Половинкин Сергей Михайлович
кандидат философских наук,
доцент философского факультета
Российского государственного гуманитарного университета

Для русского персонализма, сложившегося в конце XIX – первой половине ХХ вв., характерно полагание мира аритмологически расчлененным – счётным, зернистым, состоящим из отдельных единиц-монад. В этом заключается своеобразный неопифагореизм русского персонализма. При этом единицы-монады понимаются как одушевленные, разомкнутые, способные сочетаться в сложные монады, являющиеся новыми единицами-монадами. В этом заключается своеобразная неолейбницианская монадология – метафизическая основа русского персонализма. Человеческие личности, ангелы и Бог находятся на вершине иерархии монад. Русский персонализм понимал личность как некую монаду-единицу, созданную Богом по собственному образу и подобию, т. е. обладающую богоподобной творческой свободой по отношению к самому себе, к миру, к обществу. Личности способны сочетаться в соборное единство. Единица-монада есть субстанция, т. е. она способна к творческим актам, способна быть источником своих внутренних изменений и внешних действий. Русский персонализм в личности сочетает ряды эссенциальный (монада, субстанция, сущее) и экзистенциальный (действие, свобода, любовь, творчество).


Вернуться назад