ИНТЕЛРОС > №19, 2014 > Мистический эмпиризм Н.О.Лосского в смысле и вне смысла мистики

Хоу Цзинна
Мистический эмпиризм Н.О.Лосского в смысле и вне смысла мистики


19 мая 2015

Главная гносеологическая работа Николая Онуфриевича Лосского «Обоснование интуитивизма» была впервые напечатана в журнале «Вопросы философии и психологии» за 1904–1905 гг. под названием «Обоснование мистического эмпиризма». В первом отдельном издании 1906 г. она получила теперешнее название. При втором издании 1908 г. добавляется подзаголовок «Пропедевтическая теория знания». Следует отметить, что хотя термин «мистический эмпиризм» устраняется из заглавия, но в тексте сохраняется. По словам автора, «поскольку мы оперируем с этим понятием, в нашей теории знания, имеющей пропедевтический характер, нет речи ни о чем таинственном, неопределимом, принадлежащем к мирам иным», т. е. ни о чем таком, что обычно подразумевается под этим понятием. Н.О. Лосский также называл свою теорию знания «универсалистический эмпиризм», в отличие от эмпиризма Локка, Беркли и Юма, который он обозначал термином «индивидуалистический эмпиризм». Последний, исходя из предпосылки обособления Я от не-Я, признает за опыт чувственные образы, как действия объекта на субъект, из которых образуются символы внешнего мира


Вернуться назад