ИНТЕЛРОС > №19, 2014 > Феномен культуры в понимании Г.В. Флоровского

Ксения Ермишина
Феномен культуры в понимании Г.В. Флоровского


19 мая 2015

Ермишина Ксения Борисовна –
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник
Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына
(xenia_ermishina@mail.ru)

Проблему культуры в творчестве Г.В. Флоровского можно считать центральной, так как именно через призму культуроцентризма он рассматривал общественную жизнь и творчество отдельных мыслителей. На общественной сцене Флоровский впервые выступил как евразийский мыслитель, проповедующий культуроцентричное мировоззрение, а само евразийство на первых порах заявляло себя как движение, провозгласившее необходимость построения новой культуры, поиска новых идей для преодоления российского и общемирового кризиса. Флоровский называл евразийцев «философами религиозной культуры», подчеркивал «аполитичность» евразийства, а сущность нового движения обозначил как «примат культуры». Эта точка зрения проводилась им довольно настойчиво и в поздний период, в частности с точки зрения культуроцентричного подхода была написана статья «The problem of Old Russian culture» («Проблема древнерусской культуры», 1962). Закономерно задаться вопросом: а что, собственно, понимает под «культурой» Г.Флоровский? Известно, что существуют десятки, если не сотни определений понятия «культура», кроме того, есть множество концепций развития культуры России – от нигилистической Г.Г. Шпета до импрессионистической В.И.Мартынова. В 20-е гг. XX в. наибольший интерес вызывала теория культуры, предложенная О.Шпенглером, которую критиковал Флоровский


Вернуться назад