ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Социальная философия Габриэля Марселя

Виктор Визгин
Социальная философия Габриэля Марселя


01 мая 2017

Визгин Виктор Павлович
доктор философских наук, главный научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
e-mail: vizgin.viktor@yandex.ru

В вводной статье к переводу эссе Габриэля Марселя «Философ в современном мире», вошедшего в его книгу «Люди против человеческого» (1951), в которой излагаются его взгляды на общественно-политическую проблематику, автор знакомит русского читателя с социальной философией французского мыслителя. В статье наглядно демонстрируется, что именно мировоззрение христианского гуманизма определяет фундамент социальной мысли Марселя. Важным аспектом при этом выступает анализ того, как Марсель понимает связь свободы человеческого духа и религиозной веры. Согласно французскому мыслителю, они появляются и подавляются вместе. И соответственно в той мере, в какой из общества исчезает религиозная вера, в той же самой степени из нее исчезает и свобода человеческого духа. Дехристианизация общества неминуемо сопровождается пленением свободного по своим онтологическим возможностям человека. В таком обществе деградирует сам образ свободы и люди не чувствуют себя связанными ни с чем, если только это не деньги и не удовольствие.

 

Gabriel Marcel’ Social Philosophy

Viktor Vizgin
DSc in Philosophy, Chief Research Fellow.
Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences.
12/1 Goncharnaya Str.,
Moscow, 109240, Russian Federation;
e-mail: vizgin.viktor@yandex.ru

The introductory article to the translation of “The Philosopher in the Contemporary World” by Gabriel Marcel from his 1951 book “Man against Mass Society” on social and political problems acquaints the Russian reader with the French thinker’s social philosophy. The article clearly demonstrates that the latter is defined by the Christian humanist worldview. An important aspect of this demonstration is the analysis of how Marcel understands the relation of human spiritual freedom and religious faith. According to the French thinker, they appear and are suppressed together. Thus, as a society’s religious faith disappears, so does human spiritual freedom. Dechristianization of a society is accompanied by the captivation of man free in his ontological opportunities. In such a society the very idea of freedom degenerates and people don’t feel to be bound by anything except money or pleasure.


Вернуться назад