ИНТЕЛРОС > №7, 2000 > Память и бессознательное в «Йога сутрах» и в психоанализе

Мишель Юлен
Память и бессознательное в «Йога сутрах» и в психоанализе


26 сентября 2012
В западных исследованиях, посвященных йоге — как «классической» йоге Патанджали, так и тантрийской йоге или хатха йоге, — часто вставал вопрос о возможных сравнениях этой древней индийской традиции с психоанализом, особенно в его фрейдовском варианте. На этот вопрос давались самые различные ответы. То йогу представляли как «стихийный» психоанализ, то, напротив, психоанализ — как новое открытие, во многом еще частичное и робкое, того извечного знания, которое содержалось в йогической традиции. Наконец, возможен и третий подход, ставящий под сомнение саму возможность сравнивать столь разные традиции. В этом сообщении мне хотелось бы на основании анализа терминологии (а именно, тех санскритских терминов, которые соответствуют европейским понятиям «память» и «бессознательное») показать принципиальную разницу в подходах обеих систем, — ту разницу, которую в нашем энтуазистическом порыве все сравнивать, мы часто не принимаем во внимание

Вернуться назад