ИНТЕЛРОС > №15, 2010 > Эскиз метафизики абсолютной экстериорности Некоторые размышления по поводу теории причинности и онтологии мощи у Спинозы

Могенс Лерке
Эскиз метафизики абсолютной экстериорности Некоторые размышления по поводу теории причинности и онтологии мощи у Спинозы


09 апреля 2012

В статье опровергается взгляд, согласно которому спинозовское понятие имманентности может быть понято в лейбницевском смысле как логичная присущность, т. е. в соответствии с принципом предиката в субъекте. С помощью анализа фундаментальных категорий спинозовской теории каузальности (causa sui, causa immanens, causa transiens) доказывается, что система Спинозы может быть реконструирована как радикальный каузальный рационализм или онтология мощи и действия. Утверждается, что спинозовская система имманентности должна быть понята – в известной мере вопреки интуиции – как философия «абсолютной экстериорности». Однако когда Спиноза утверждает вслед за ап. Павлом, что в Боге мы и движемся, и живем, и существуем, предлог «в» следует понимать в смысле бытия в действии, а не в смысле бытия в субъекте.

Ключевые слова: причинность, причина себя, имманентность, присущность, мощь, экстериорность, субъект, онтология


Вернуться назад