ИНТЕЛРОС > т. 20, №1, 2015 > Истина в политической философии Платона: интерпретации Койре и Хайдеггера

Анна Ямпольская
Истина в политической философии Платона: интерпретации Койре и Хайдеггера


25 февраля 2016

Ямпольская Анна Владимировна
доктор философских наук, профессор кафедры
современных проблем философии РГГУ,
Российская Федерация,
125993, Москва, Миусская площадь, д. 6;
старший научный сотрудник НИУ ВШЭ;
Российская Федерация, 101000, Москва,
ул. Мясницкая, д. 20;
e-mail: anna.yampolskaya@ff-rggu.ru

В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как поэтический миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Пространство политического – это пространство исторического явления и одновременно сокрытия истины. История явления истины является одновременно историей ее утаивания и забвения. Соответственно ложное, являясь привативной модификацией истины, более не противостоит ей; истина и ложь не образуют иерархической пары. Совершенно иное прочтение «Государства» дает Койре, для которого это – драматическое произведение, по отношению к которому читатель должен занять свою собственную позицию. Истина автореферентна и находится на вершине ценностной иерархической лестницы, в то время как ложь (в отличие от простой ошибки) – это всегда обман, призванный нарушить те горизонтальные связи между согражданами, которые образуют политическое пространство как таковое. Если для Хайдеггера парадигмальным примером раскрывающего отношения Dasein к бытию служит причастный божеству поэт, то у Койре сохраняется иерархическая подчиненность «неистинного» мира религиозного и мифопоэтического – «истинному» миру науки. Мы показываем неразрывную связь, существующую между эстетическими воззрениями и политическими концепциями Койре и Хайдеггера

Truth in the Political Philosophy of Plato: Interpretations by Alexandre Koyré and Martin Heidegger

DSc in Philosophy, Professor of the Russian
State University for the Humanities;
6 Miusskaya square,
Moscow 125993, Senior Research Fellow,
National Research University Higher School of Economics;
20 Myasnitskaya str., Moscow,
101000, Russian Federation;
e-mail: anna.yampolskaya@ff-rggu.ru

The author analyses the problem of truth as it is presented in the interpretations of Martin Heidegger and Alexandre Koyré, covering Plato’s Republic. Heidegger reads it primarily as a poetic myth of concealment and disclosure, revealing the intellection of Being. The space of political is a space of a historical manifestation and at the same time of the concealment of truth. The history of manifestation of truth is also a history of hiddenness and oblivion. Thereafter the untrue, being a privative mode of the true, opposes it no more; the true and the untrue do not make up a hierarchical pair. Koyré gives a completely different treatment of the Republic, reading it as a dramatical piece, forcing the reader to take sides. The truth is self-referring and placed at the high end of the hierarchy of values ladder, whereas the untrue (as distinct from the plain error) is always a deception, designed to disrupt the horizontal bonds between the citizens that constitute the political space as such. While for Heidegger the paradigmatic example of Dasein relation to Being is a poet who is sort of privy to God, Koyré keeps in place the hierarchical deference of the untrue world of the religious and mythopoetical to the true world of science. The author of the article demonstrates the inseparable link between the aesthetic visions and the political conceptions entertained by Koyré and Heidegger


Вернуться назад