ИНТЕЛРОС > т. 20, №1, 2015 > Место Александра Койре в историографии науки XX в.

Дарья Дроздова
Место Александра Койре в историографии науки XX в.


25 февраля 2016

Дроздова Дарья Николаевна
кандидат философских наук, преподаватель Школы философии
Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ;
Российская Федерация, 105066 Москва,
ул. Старая Басманная, 21/4;
e-mail: drozdova@gmail.com

Работа написана к 50-летию со дня смерти Александра Койре (1892–1964). В ней анализируется его деятельность как историка науки, который, по мнению Томаса Куна, совершил локальную «научную революцию» в дисциплине, изменив облик историографии науки середины XX в. Мы, однако, указываем, что основная заслуга Койре была вовсе не в том, что он предложил новый взгляд на историю Научной революции XVII  в. Он, скорее, был посредником между континентальной философией начала XX  в., в которой Научная революция изначально интерпретировалась как революция философская, и профессиональным сообществом историков науки, которое в этот момент искало основания для консолидации. Убежденность в том, что наука немыслима без философии, поскольку она предполагает предварительную онтологическую интерпретацию своего объекта, позволила Койре создать новый подход к истории научной мысли, центром которого стал метод концептуального анализа, направленный на выявление философских оснований научных теорий. Тем самым Койре породнил историю науки с историей идей и приблизил ее к герменевтике.

Alexandre Koyré in the Historiography of Science of the 20th century

Daria Drozdova
PhD in Philosophy, Lecturer in the History of Philosophy,
School of Philosophy, Faculty of Humanities,
National Research University Higher School of Economics;
21/4 Staraya Basmannaya,
105066 Moscow, Russian Federation;
e-mail: drozdova@gmail.com

Thomas Kuhn has noted that Alexandre Koyré accomplished the local «scientific revolution» by changing the character of the historiography of science. However he should be merited not only by the novelty of approach to the scientific revolution of the 17th century but also by his capacity to mediate between the continental philosophy of the beginning of the 20th century which treated the scientific revolution as a philosophical and the community of professional historians of science which at that time looked for the grounds of consolidation. Koyré was convinced that science is unconceivable without philosophy, since it presupposes an ontological interpretation of its object. This conviction allowed him to present a new approach to the history of science, and focus on the method of conceptual analysis aiming at the search of the philosophical presuppositions of scientific theories. Thereby Koyre related the history of science to the history of ideas and brought it closer to hermeneutics


Вернуться назад