ИНТЕЛРОС > №1, 2020 > Критика разума и intellectus agens: гносеологический проект Ж. Марешаля

Родион Савинов
Критика разума и intellectus agens: гносеологический проект Ж. Марешаля


15 ноября 2020

Савинов Родион Валентинович 
кандидат философских наук. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургская государственная
академия ветеринарной медицины».
Российская Федерация, 196084,
г. Санкт-Петербург,ул. Черниговская, д. 5;
е-mail: savrodion@yandex.ru

В данной статье рассматривается философское учение французского иезуита Ж. Мареша-ля, ставшее основой для так называемого трансцендентального томизма. Истоки данногопроекта рассмотрены на фоне тех философских и теологических дискуссий, свидетелемкоторых был Марешаль (в частности, полемики с неокантианством, бергсонизмом и католическим модернизмом) и которые оказали влияние на решение Марешаля обратитьсяккантовскому критицизму и предложить его томистское переосмысление. В числе техпреобразований, которым подверглось у него кантианство, следует отметить возвращениек соотнесению понятия «рассудка» из «Критики чистого разума» со схоластическим понятием «действующего разума». Хотя этот подход уже имел прецеденты ранее (в трактовках Ж. Бальмеса, Э. Пейоба), Ж. Марешаль выстраивает на его основе своеобразную трактовку априорности, ментального синтеза и абстрагирования. При этом он отходит как от оригинального учения Фомы Аквината, так и от тех ведущих трактовок, которые были характерны в его время (Г. Маттиусси, Э. Югон). Это позволяет рассматривать «трансцендентальный томизм» Ж. Марешаля как уникальный историкоилософский опыт, оказавшийвлияние на последующее развитие неотомизма (Ж. Маритен, К. Ранер и др.)


Вернуться назад