ИНТЕЛРОС > №18, 2013 > Две парадигмы монизма в интерпретации «Бхагавадгиты»: Шанкара и Абхинавагупта

Сергей Лобанов
Две парадигмы монизма в интерпретации «Бхагавадгиты»: Шанкара и Абхинавагупта


09 августа 2015

Адвайта-веданта и кашмирский шиваизм – две самостоятельные монистические системы индийской философии с обширными письменными источниками, и в обеих философский и религиозно-мистический монизм играет парадигмальную роль. Сравнение двух систем монизма – адвайты («недвойственности») Шанкары и пара-адвайты («высшей недвойственности») Абхинавагупты – дает возможность рассмотреть философию пока еще недостаточно изученного кашмирского шиваизма в сравнении с наиболее известной и изученной системой индийской мысли. Однако в отечественной науке до сих пор отсутствуют научные труды, в которых бы проводилось систематическое сравнительное исследование двух данных систем. Данная работа представляет собой первый шаг в этом направлении. Серьезное метафизическое различие между взглядами Шанкары и Абхинавагупты не могло не отразиться и на их трудах. Поэтому при сравнении двух рассматриваемых систем будет вполне оправданным сопоставить и проанализировать идеи этих двух великих философов Индии на примере их комментариев к одному и тому же (с учетом различий между комментируемыми рецензиями, разумеется) тексту – «Бхагавадгите» (далее БхГ). Отметим при этом, что комментарий Шанкары до сих пор остается непереведенным на русский язык, в то время как комментарий Абхинавагупты переведен и издан. Сравнительного же исследования двух этих комментариев в отечественной научной среде никто не осуществлял


Вернуться назад