ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Христиан Томазий о религии и морали: начало Просвещения в Германии

Людмила Крыштоп
Христиан Томазий о религии и морали: начало Просвещения в Германии


22 мая 2018

Крыштоп Людмила Эдуардовна 
кандидат философских наук, доцент.
Российский университет дружбы народов.
Российская Федерация, 117198, г. Москва,
ул. Миклухо-Маклая, д. 6;
e-mail: ricpatric@
gmail.com

Христиан Томазий (1655–1728) – один из известнейших мыслителей своего времени – положил начало изменению стиля философствования в Германии со схоластического на жизненно ориентированный, в силу чего его принято считать основателем Просвещения в Германии. Интерес Томазия к вопросам, ответы на которые значимы для каждого человека, а не только для узкой группы ученых профессионалов, прослеживается во всех его основных работах, которые по преимуществу относятся к сфере практической философии. Основой его философских взглядов можно считать концепцию «разумной любви», разрабатываемую им, по его собственному убеждению, строго в соответствии с новозаветным учением, в котором любовь к ближним ставится выше, чем любовь к самому себе. Эта любовь является неким идеалом, приближаться к которому человек оказывается способным только с помощью Божией, так как его природа признается в корне испорченной. Таким образом, моральная философия предстает у Томазия как своего рода приуготовление человека к постижению высших истин, доступных лишь в божественном Откровении, в чем мы видим характерное для раннего Просвещения противоречие между стремлениями возвеличивания человеческого разума и признанием его подчиненным истинам Откровения.


Вернуться назад