ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Казус А.П. Адлера и границы религиозного сообщения у Керкегора

Дарья Лунгина
Казус А.П. Адлера и границы религиозного сообщения у Керкегора


22 мая 2018

Лунгина Дарья Андреевна 
кандидат философских наук, доцент.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Российская Федерация, 119234, г. Москва,
Ломоносовский пр-т, д. 27, 
корп. 4;
email: loungina@yandex.ru

Произошедшее с пастором Адольфом Петером Адлером между 1842 и 1845 гг. стало для Керкегора поводом для развития собственной теории сообщения. Этому он посвятил, в частности, «Книгу об Адлере», оставшуюся неопубликованной, и статью «О различии между гением и апостолом» (опубл. 1849), в которую вошли главные тезисы книги. Керкегор не только пересмотрел различие между прямым и непрямым сообщением, практиковавшееся до 1846 г. После случая с Адлером проблема встала иначе: слово безответственное и слово авторитетное – в чем сущностное различие между ними? Если христианство – религия трансцендентного, получает ли религиозная речь особый статус оттого, что претендует на безусловную авторитетность? Каков в таком случае предмет религиозного сообщения – в отличие от эстетического, философского или естественно-научного? Ища ответы на эти вопросы, после 1846 г. Керкегор ввел в рамки своего понимания христианства (и «субъективности») нового субъекта речи. Задачей этого «автора» стало разделить неразделимое, раскрыть пастве тайну Откровения, повести за собой людей. Различие между так понятым «апостолом» и «гением», т. е. говорящим безавторитетно, стало важной темой позднего Керкегора.


Вернуться назад