ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Является ли «я» объектом? Дискуссия буддистов с пудгалавадинами в «Пудгалавинишчае» Васубандху (Предисловие к публикации)

Лев Титлин
Является ли «я» объектом? Дискуссия буддистов с пудгалавадинами в «Пудгалавинишчае» Васубандху (Предисловие к публикации)


22 мая 2018

Титлин Лев Игоревич
кандидат философских наук, научный сотрудник.
Институт философии РАН. 
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
старший научный сотрудник.
Рос
сийский университет дружбы народов.
Российская Федерация, 117198,
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 
д. 6;
e-mail: titlus@gmail.com

Статья предваряет первый перевод с санскрита на русский язык фрагментов 928–932 «Пудгалавинишчаи» Васубандху с комментарием «Спхутартха» Яшомитры, в которых разворачивается дискуссия с пудгалавадинами. Перевод предваряется реконструкцией смысла текста и изложением кратких сведений об учении пудгалавадинов. «Пудгалавинишчая», или «Исследование [по вопросу о существовании] субъекта», является приложением к «Абхидхармакоша-бхашье», или «Энциклопедии [буддийской канонической философии]» с автокомментарием (бхашья) Васубандху (IV–V вв.). «Пудгалавинишчая» – одно из главнейших полемических сочинений по вопросу о существовании и свойствах субъекта, в котором нашли отражение дискуссии по данной теме между «ортодоксальными» буддистами, с одной стороны, и буддистами-«еретиками» (пудгалавадинами), ньяя-вайшешиками, философами-грамматистами, санкхьяиками – с другой стороны. Во фрагменте обсуждается вопрос, является ли субъект (пудгала) объектом и может ли он постигаться каким-либо из шести «сознаваний». Васубандху доказывает, что нет, из чего следует, что субъект не существует.


Вернуться назад