ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > Carentiae и спор о негативном бытии

Галина Вдовина
Carentiae и спор о негативном бытии


01 февраля 2021

Вдовина Галина Владимировна
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник.
Институт философии РАН.
Российская Федерация, 109240,
г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
e-mail: galvd1@yandex.ru

В статье рассматривается место отрицаний и лишенностей в структуре знания с точки зре­ния схоластической философии XVII в. Средневековая схоластика видела в negationes и pri­vationes объекты, составляющие центральную область ментального сущего (ensrationis), об­ладающего бытием только в интеллекте. Эта традиционная концепция была четко сформу­лирована и зафиксирована Франсиско Суаресом в заключительной главе его «Метафизиче­ских рассуждений». Десятилетия после смерти Суареса в 1617 г. стали временем глубоких преобразований в метафизике, которые затронули и учение о ментальном сущем. Особенно явно перемены отразились на судьбе отрицаний и лишенностей, обозначаемых общим тер­мином carentiae – отрицаний в широком смысле. Вся эта область была разделена на фиктив­ные и реальные отрицания; фиктивные отрицания остались в поле ens rationis, а реальные были выведены за его пределы. Именно реальные отрицания привлекли к себе особое вни­мание схоластических философов, которые старались понять их природу и структуру, а са­мое главное – их онтологический статус: являются ли они исключительно логико-лингви­стическими конструкциями или представляют собой факты реального мира. В статье рас­сматриваются различные концепции реальных carentiae в схоластике XVII в. на материале философских курсов иезуитов: Франсиско Суареса (Старшего), «португальского Суареса» (Франсиско Суареса Младшего), Томаса Комптона Карлтона, Антонио Бернальдо де Кироса, Себастьяна Искьердо и Пьетро Сфорца Паллавичино.


Вернуться назад