ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > Полемика с джайнизмом об атмане в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты с комментарием Камалашилы «Панджика»

Лев Титлин
Полемика с джайнизмом об атмане в «Таттвасанграхе» Шантаракшиты с комментарием Камалашилы «Панджика»


01 февраля 2021

Титлин Лев Игоревич
кандидат философских наук, научный сотрудник.
Институт философии РАН
Российская Федерация, 109240, г. Москва,
ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
e-mail: titlus@gmail.com

Предметом исследования является полемика между философской школой джайнизма (на­правления дигамбаров) и буддизмом об атмане (духовном субъекте), представленная в главе «Исследование атмана, как он установлен у дигамбаров» раздела «Атмапарикша» (букв. «Ис­следование атмана») «Таттвасанграхи» Шантаракшиты (VIII в.) с комментарием «Панджика» его непосредственного ученика Камалашилы (VIII в.). В статье приводятся краткие сведения об авторах текста, джайнизме, его философских положениях. Статья сопровождается первым переводом главы с санскрита на русский язык. Исследование базируется на переводе с сан­скрита, выполненном автором на основании издания С.Д. Шастри, а также единственном до­ступном переводе текста на английский язык Г. Джха. Основным выводом является предпо­ложение, что буддисты в рассматриваемом тексте пытаются исходить из общепринятой логи­ки, из закона непротиворечия, в то время как джайны, очевидно, руководствуются другой фи­лософской логикой, в которой такой закон не действует.


Вернуться назад